Датировка: 1755—1798 годы
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект не поставленный на охрану.
Адрес: Россия, Вологодская область, Верховажский район, с. Верховажье, ул. Октябрьская, 1
Краткое описание.
Успенский собор – старейшая и крупнейшая постройка Верховажского посада, являвшаяся его гордостью и символом. В существующем виде, после сноса в 1937 году колокольни и глав, силуэт здания изменился до неузнаваемости. На территории современной Вологодской области это был единственный храм, имевший статус собора, расположенный в селе (остальные находились в городах или крупных монастырях).
Состояние: удовлетворительное
Современное использование:
действующий храм
Храм Успения Божией Матери расположен в самом сердце Верховажья. Из упоминания в грамоте известно, что в 1595 году в Верховажье был деревянный храм, построенный во имя Пресвятой Богородицы. Первый камень в основание существующего каменного собора был заложен в 1755 году по благословению архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия. Строительство огромного храма шло с перерывами на протяжении более чем сорока лет: холодный храм возводился с 1755 года по 1765 год; тёплый – с 1773 года по 1785 год, в 1798 году строительство было завершено возведением четырех угловых глав и фронтонов, венчающих холодный храм. Мастера вели сложную кирпичную кладку сводов, арочных оконных и дверных проемов при помощи каркасов и шаблонов, осуществляли штукатурку и покраску стен, потолков. Вручную при помощи веревок и блоков, по строительным лесам на огромную высоту поднимали необходимый материал, устанавливали шпиль и купола с крестами.
На колокольне было 14 колоколов, самый большой колокол весил 180 пудов (около трех тонн). Некоторые из них были отлиты на рубеже XIX и XX века местными мастерами Даниловыми (Дмитрий с сыновьями) из ближней деревни Кошево (ныне одноименный микрорайон с. Верховажья). Один колокол, отлитый мастером Дмитрием Даниловым, находится в Вологде на храме Покрова на Козлёне. На нём есть рельефная надпись: «Сей колокол лит был в посаде Верховажье (д. Кошево) мастером Дмитрием Даниловым в 1900 г.». В тихие дни колокольный звон соборной колокольни был слышен на расстоянии 20 км.
Выше колоколов на верхнем ярусе колокольни были установлены часы с боем, имевшие циферблаты с четырех сторон. Для привода механизма в качестве гирь использовались кадки с камнями, подвешенные на канатах. Изготовил и установил куранты житель деревни Соболиха (близ Верховажья) по прозвищу Енька Чёрный.
На строительство и содержание храма жертвовали деньги местные купцы: Нератовы, Рудаковы, Давыдовы, Юренские и другие.
В 1765 году холодный храм верховажского собора был освящен. Первым настоятелем и непосредственным участником строительства Успенского храма в Верховажском посаде был протоиерей Стефан Кочерин. А после него с 1788 по 1808 год службу нёс протоиерей Андрей Вознесенский.
В 1798 году строительство Успенского собора полностью завершилось. Тщанием верховажского купца Максима Михайловича Бурцева было выстроено завершение холодного храма: фронтоны, четыре глухих угловых восьмерика с главами. Собор потрясал своим величием, размерами и красотой внутреннего убранства. По преданию, сама императрица Екатерина II, прослышав о великолепии храма, послала в дар Евангелие в позолоченном окладе с драгоценными камнями.
В 1809–1812 годах священником был Иоанн Жаворонков, с 1812 по 1835 год – протоиерей Пётр Попов. В 1838 году в церкви случился пожар. В 1881 году холодный храм был обращен в тёплый.
В начале ХХ века в соборе был осуществлен большой ремонт, после которого в ноябре 1905 года настоятель Александр Якубов в сослужении восьми священников и четырёх диаконов заново освятил храм.
В соборе было четыре престола: Успения Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Владимирская», святителя Николая Мирликийского, пророка Илии (в колокольне).
На 1916 год в Верховажском приходе было 5528 православных и лишь один инославный. К приходу были приписаны две церкви (каменная Верховажская Благовещенская кладбищенская, построенная в 1795–1798 годах, и каменная Рогачевская Покровская, построенная в 1863 году), а также 24 часовни.
После революции 1917 года начались гонения на Церковь, но в Верховажье храм оставался действующим. С 1919 года и до закрытия в нём служил протоиерей Алексий Беляев. Новая власть приняла решение закрыть храм и перестроить здание под иные нужды. В 1937 году были сломаны колокольня и главы с куполами, церковная утварь и иконы были уничтожены и растащены. Собор использовали под клуб, кинотеатр и другие нужды. Когда здание собора отдали под Дом культуры, в центральной части был размещен кинозал, в левом приделе был спортивный зал, а в правом приделе проводились дискотеки. Здание пострадало при сильном пожаре 1974 года: были повреждены участки сводов, погибли росписи храма. Восстановленное здание передали в эксплуатацию профессиональному техническому училищу. После постройки нового Дома культуры здание храма не использовалось и пришло в запустение.
Возрождение собора началось в 1990 году, после обращения групп верующих, по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. Первая служба прошла в 1991 году. В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Георгий Осипов. Богослужения совершались в неподготовленных для этого помещениях, в которых зимой было холодно. Храм начал возрождаться. Первый колокольный звон после длительного перерыва верховажане услышали в 1995 году. К 200-летию храма в 1998 году был выполнен значительный ремонт. Теплая часть храма, где раньше располагались приделы, стала пригодной для полноценной богослужебной жизни. С 2010 года настоятелем храма является протоиерей Александр Мухорин.
К приходу храма Успения Божией Матери приписаны часовни: во имя праведного Максима Тотемского в селе Верховажье (построена в 2009 году, освящена в 2010 году) и Успения Божией Матери в деревне Марковской, сельское поселение Нижне-Важское (построена до революции, отремонтирована и заново освящена в 2015 году).
Длительное строительство собора пришлось на время, когда на смену провинциальному барокко пришла классическая архитектура. В облике здания отразились оба эти стиля. Двусветный холодный храм имел почти полностью традиционный для провинциального барокко облик: он был пятиглавым; над центром возвышалась световая центральная глава, по углам четверика располагались четыре глухих главки; все главы представляли собой двухъярусные восьмерики, увенчанные главками с перетяжкой и крестами. С востока к холодному храму примыкал алтарь, а с запада – более широкая трапезная под двухскатной крышей, и многоярусная колокольня. С юга для входа в холодный Успенский храм был устроен каменный тамбур. В тёплой трапезной с правой стороны был устроен придел в честь Владимирского образа Божьей Матери, а с левой – в честь Святителя Николая. На крыше тёплого храма над алтарями приделов располагались ещё две главки. Кирпичный рельефный декор храма большей части свойствен провинциальному барокко: это картуши, полуколонки и наличники характерного затейливого рисунка. Построенная позднее всего колокольня поднималась на высоту 68 метров; в её втором ярусе находился Ильинский придел. В оформлении двух нижних ярусов колокольни по-прежнему господствовали элементы стиля барокко, а декор верхних восьмигранных ярусов и рисунок завершения колокольни сферическим куполом со сложно профилированным шпилем уже демонстрировали приемы, характерные для классицизма. В верхнем ярусе колокольни располагались часы, циферблаты которых находились в четырех увенчанных фронтонами портиках, а вокруг основания шпиля была устроена огражденная коваными перилами смотровая площадка. Над входом в собор, находившемся в центре западного фасада, был устроен тамбур ампирной архитектуры, декорированный спаренными колоннами и увенчанный треугольными фронтонами и сферическим куполом с миниатюрной главкой. Проемы входов в приделы, расположенные на западном фасаде, имели ампирный рисунок и характерную веерную расстекловку арочного завершения.
С южной стороны от четверика при устройстве отопления в холодном храме была выстроена отдельно стоящая граненая кирпичная дымовая труба.
Здание окрашивалось в два тона, с выделением рельефного декора белым цветом. В тимпанах фронтонов четверика и нишах на колокольне имелись стенные росписи. На гранях глухих восьмериков главок были изображены фальшокна.
Вокруг собора была устроена кованая ограда на кирпичных столбах.
В 1838 году здание церкви пострадало от пожара.
В 1900 году на строительном комитете было принято решение устроить в храме паровое отопление и провести ремонт храма. В 1902 году было сделано паровое отопление, с южной стороны от четверика была выстроена отдельно стоящая кирпичная дымовая труба. В 1905 году интерьер храма значительно изменен: были произведены работы по расширению арки, соединяющей храм с приделами, обновили иконостас, позолоту и живопись.
В 1930-е годы после закрытия храма была разобрана колокольня и завершения храма, пострадал интерьер. В 1937 году здание приспособили под Дом культуры.
В 1974 году здание сильном пострадало при пожаре: были повреждены участки сводов, погибли росписи.
В конце 1990-х годов над коньком трапезной была устроена небольшая деревянная звонница.
В 2007–2008 года на храме заменена кровля, наружные стены покрашены. В 2010 году восстановлены две главки теплого храма и кресты. Вблизи храма возведена отдельно стоящая деревянная колокольня.
Беляев А. 150-летие Верховажского Успенского собора // Вологодские епархиальные ведомости. 1906. № 9, 10.
Беляев А.С. История Верховажского посада: исторический очерк. Вельск, 2010. 120 с.
Верховажье. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор // СОБОРЫ.РУ: народный каталог православной архитектуры: [сайт]. URL: https://sobory.ru/article/?object=06970
Мухорин А. С праздником Успения Божией Матери! : [верховажскому Успенскому храму – 215 лет] // Верховажский вестник. 2013. 28 августа. С. 6. URL: https://www.booksite.ru/civk/2_st-479.html
Мухорин А. Храму Успения Божией Матери в Верховажье – 215 лет // Верховажский вестник. 2013. 1 марта. С. 9: фот. URL: https://www.booksite.ru/civk/2_st-478.html
Памятники и памятные места Верховажья / сост. Буданов Г.А., Пивоваров В.П., Первухин В.А., Горбатова Т.В. Вельск, 2014. С. 5–6.
Православный храм в честь Успения Божией Матери. URL: https://www.mcocchoir.ru/orthodox-church-in-honor-of-the-assumption-of-the-mother-of-god/
Раменский В. Сказание о посаде. Верховажье, 2015. С. 17–21.
Сальников В. Успенский храм: 10 лет возрождения // Верховажский вестник. 2002. 6 декабря. С. 10–11. URL: https://www.booksite.ru/civk/2_st-477.html
Храм Успения Божией Матери, село Верховажье: группа ВКонтакте. URL: https://vk.com/club39004828
Храм Успения Божией Матери: [сайт]. URL: http://verhovazhie-hram.prihod.ru/
Храм Успения Божией Матери: Нашему храму 260 лет / сост. А.Мухорин, И.Дубова. Вельск, 2015.
Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии: Вологодская епархия. Вологда: Древности Севера, 2020. С. 20, 366.
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru