Датировка: XVIII – XIX вв.
Вид: ансамбль.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану:
Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 351721269180006.
Адрес: Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, д. 40
Краткое описание.
Иоанно-Предтеченский монастырь является одним из древнейших в Великом Устюге. Согласно старинному преданию, его появление в начале XIII века оказалось связанным с именем татарина-ясащика Багуя (или Буги). Сохранившиеся монастырские постройки были возведены в XVIII–XIX веках.
Состояние: неудовлетворительное.
Современное использование: на территории располагаются коммерческие организации.
История многих древнерусских городов неразрывно связана с монастырями. Не исключением является и Великий Устюг. Согласно Устюжскому летописцу, в 1216 году близ устюжского посада монахом Киприаном была основана Михайло-Архангельская обитель. Вторым по времени возникновения устюжским монастырем стал Иоанно-Предтеченский, основанный в 1262 году к северо-востоку от Михайло-Архангельского, на отроге Красной горки.
Согласно старинному преданию, его появление оказалось связанным с именем татарина-ясащика Багуя (или Буги) – сборщика дани (ясака). Стоит обратить внимание на то, что как такового завоевания и разорения Устюга, которые перенесли многие русские города, во времена монгольского ига не было, но устюжане должны были выплачивать завоевателям дань. Интересное предание об этом сохранили записи местных летописей, датированные 1262 годом. Вот как события изложены в Архангелогородском летописце: «А на Устюзе городе тогда был ясащик Буга богатырь и взял у некоего крестьянина дщерь девицу насилием за ясак на постелю. И приде на Устюг грамота от великаго князя Александра Ярославича [Александра Невского], что татар бити, и девка сказала Буге. И он, пришед на вечье, и да бил челом устюжаном на их воле, и крестися, а з девицею венчася, и нареченно бысть имя ему Иванн». Вскоре, согласно преданию, новообращенному в христианство Буге-Ивану, задремавшему на охоте на Сокольей горе, явился во сне Иоанн Предтеча, повелевший построить на горе церковь в его имя. Повеление было исполнено – Буга-Иван поставил церковь на указанном месте, где впоследствии и вырос Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.
В XVII веке в Великом Устюге, как одном из крупных торговых центров, располагались склады иностранных купцов. В летописи 1618 года отмечено, что «англичане и голландцы начали производить торг с устюжанами. Комиссионеры же их, пребывая в Устюге, селились около Иоанно-Предтеченского монастыря на лугу. Почему и названо то место «Немчиновым ручьем».
Основные сохранившиеся до настоящего времени монастырские каменные здания были построены в XVIII–XIX веках. В 1672 году на средства Афанасия Федотовича Гусельникова построена теплая Трехсвятительская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата, а в 1695 году на средства купца Александра Васильевича Чалбышева каменная двухэтажная трехглавая Предтеченская церковь. Верхний храм Иоанно-Предтеченская церкви освящен в 1695 году в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи, нижний в этом же году – во имя Трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. В 1740 году в церкви на средства Льва Александровича Чалбышева были построены еще два придела: в верхнем храме во имя Иоанна Воина (в 1777 году переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского) и Льва Катанского (освящен в 1747 году). Конкретные даты освящения двух других престолов в литературе разнятся. Придел во имя великомученицы Варвары в нижнем храме, согласно сведениям А. А. Титова в «Летописи Великоустюжской», освящен в 1804 году, а согласно сведениям М.Н. Македонской в «Церковно-историческом атласе Вологодской митрополии», посвященном Великоустюжской епархии, в 1830 году. Встречаются разные даты освящения и престола в честь Виленской иконы Божией Матери: в «Церковно-историческом атласе Вологодской митрополии», посвященном Великоустюжской епархии, обозначен 1850 год, а в электронной версии Православной энциклопедии промежуток между 1840 и 1877 годами.
В 1716–1725 годах к северо-западу от храмов были построены каменные настоятельские кельи. В 1742 году начато строительство каменной ограды (окончено в 1828 году) и каменной колокольни (окончено в 1768 году) со святыми вратами, над которыми предполагалось устроить церковь во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы.
С 1764 года Иоанно-Предтеченский мужской монастырь стал женским. В него были переведены инокини из упраздненного Спасо-Преображенского и других монастырей.
В 1810 году к юго-западу от колокольни построили каменный келейный корпус, а около 1852–1856 годов двухэтажный каменный сестринский корпус. Юго-западный келейный корпус пострадал во время пожара 1900 года, в 1904 году он был отстроен по новому проекту архитектора В. Н. Курицына (над вторым этажом появилась новая надстроенная угловая часть). В корпусе размещались живописная, ризная, вышивальная, золотошвейная, швейная мастерские.
В 1868 году при монастыре был организован учебно-воспитательный приют-училище, разместившийся в настоятельском корпусе, в северо-западной части монастыря. В 1884 году открыли школу, 1 октября 1888 года в деревянном корпусе – епархиальное женское училище. 1 мая 1894 – 1 октября 1896 года на Красной горе, за стенами монастыря, был построен двухэтажный училищный корпус с Покровской церковью.
На конец XIX века в Иоанно-Предтеченском монастыре имелись больница, богадельня, странноприимный дом, хлебопекарня, красильня, столярная, сапожная и кузнечная мастерские, 2 кирпичных завода. Территорию монастыря окружала каменная ограда и корпуса, что зафиксировано на фотоснимках того времени. Под горой, с западной стороны, над святым источником находилась деревянная монастырская часовня.
В конце XIX века в монастыре начинаются работы по строительству нового, уникального для всего города, собора. В 1899 году при осмотре епархиальным архитектором Дружининым Иоанно-Предтеченская церковь была признана ненадежной, поэтому в 1900 году после обследования инженер В. А. Альберти предложил перепланировать и расширить храм. Однако настоятельница монастыря игуменья Паисия в 1906 году подала рапорт о построении нового собора на месте прежней церкви. Так, в 1907 году было принято решение о строительстве нового храма на новом месте по проекту художника-архитектора Владимира Николаевича Курицына, сосланного в 1890 году из Санкт-Петербурга в Великий Устюг. Проект утвердили в 1908 году. Торжественная закладка нового храма состоялась 25 мая 1909 года. Его строительство велось на собственные средства монастыря.
При советской власти монастырь постигла та же участь, что и другие церковные учреждения. 11 октября 1918 года постановлением Северо-Двинского губисполкома монастырь был официально закрыт, зарегистрирована Предтеченская производственно-потребительская община, которая с 4 ноября 1918 года стала сельскохозяйственной коммуной. Коммуну выселили за пределы города в конце 1920 – начале 1921 года.
В здании мастерских расположилась ремесленная школа с общежитием. С декабря 1918 года по май 1919 года в помещении монастырских мастерских размещался штаб Северо-Двинской военной речной флотилии, затем казармы 55-го стрелкового полка.
9 октября 1920 года в корпусах открыли Северо-Двинский университет с общежитием, с квартирами для преподавателей, с клубом-библиотекой и столовой. А в декабре 1921 года от него остается лишь рабочий факультет, который занимает только часть зданий монастыря.
11 июля 1921 года ненастье настигает новый, еще в лесах, собор монастыря: в нем начался пожар, в результате которого сгорели леса и рухнул купол.
16 августа 1922 года в монастыре была совершена последняя служба…
В августе 1924 года в помещениях открывается 4-я щетинная фабрика (с 1925 года – Великоустюгская щетино-щеточная фабрика Госторга), которой с 1927 года, после закрытия рабфака, переходит в распоряжение вся территория Иоанно-Предтеченского монастыря.
10 марта 1927 года начались работы по разборке погоревшего собора, так город лишился единственного уникального храма, построенного в начале XX века. С конца 1920-х годов по 1932 год были разобраны старый собор и колокольня.
В 1928 году монастырская коммуна за городом была окончательно ликвидирована.
Во второй половине XX века на территории монастыря, занимаемой щетино-щеточной фабрикой, появляются различные хозяйственные корпуса.
В конце XX века в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" ансамбль монастыря принят на государственную охрану как памятник истории и культуры и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
К 2010 году в сохранившихся зданиях монастыря функционировала ЗАО «Великоустюгская кисте-щеточная фабрика».
11 марта 2019 года Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области приказом №21-О/01-11 утвердил охранное обязательство собственника ОКН, где регламентирован перечень работ по его сохранности.
В настоящее время от всего монастырского комплекса остались лишь перестроенные корпуса келий и фрагменты ворот монастырской ограды.
Иоанно-Предтеченский монастырь располагался вдоль дороги, связывавшей Великий Устюг с Архангельском и Красноборском, на Сокольей (Сокольничей) горе, получившей наименование Ивановской. Он был обнесен каменной оградой и корпусами, вход осуществлялся с юго-западной стороны через святые врата с колокольней над ними.
Невысокая ярусная колокольня, состоявшая из трех восьмериков (восьмерик звона и два небольших глухих), установленных на двух четвериках, была увенчана массивным шпилем. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых был отлит в Москве, он весил 105 пудов 10 фунтов.
От монастырских корпусов сохранились несколько крупных объектов различающейся сохранности, описанных ниже.
Западный одноэтажный корпус, в северной части которого когда-то располагались настоятельские кельи. Декор на здании представлен окнами с лучковыми перемычками, профилированными наличниками и лопатками.
Юго-западный двухэтажный корпус. На первом этаже расположены окна с лучковыми перемычками и профилированными наличниками, на втором – большие полуциркульные, заключенные в аркатурно-колончатый пояс, в основе которого представлен пояс из ширинок. Карниз украшен поясами декоративных кронштейнов и поребрика.
Двухэтажные кирпичный и полукаменный келейные корпуса (сохранились частично). Двухэтажный кирпичный прямоугольный в плане корпус в центре территории имеет три ризалита. Его декор представлен профилированным карнизом и междуэтажной тягой, наличниками центрального ризалита, треугольным фронтоном, рамочными профилированными наличниками.
До нашего времени сохранились и северо-западные святые врата. Они имеют перспективный портал, который по сторонам оформлен массивными пилонами, разделенными тягами. Поля между тягами украшены профилированными ширинками с декором из рельефных полихромных изразцов.
До конца XIX века композиционным центром монастырского комплекса являлась каменная двухэтажная Иоанно-Предтеченская церковь. Она стала одним из первых храмов в городе с теплой церковью на первом этаже. Объем здания был традиционно вытянут по оси запад–восток. Апсида первого этажа значительно выступала за восточную стену апсиды второго этажа. Основной объем, выстроенный в виде крупного высокого восьмерика, завершался сферической крышей с возвышающимися над ним четырьмя полуциркульными аттиками, на которую был поставлены один на другой два малых декоративных восьмерика с главкой. К основному объему с запада примыкала прямоугольная в плане трапезная с пристроенными приделами, значительно выступающими за линии боковых фасадов основного восьмерика. Приделы, как и основной объем, завершались малыми двухъярусными восьмериками с луковичными главками. Храм отличался богатым декором интерьера. Согласно описанию 1877 года, опубликованному в вологодских епархиальных ведомостях, стены большого восьмерика внутри были «украшены карнизами с провесами, лопатками по граням, валиками и другими стенными орнаментами».
П.А. Тельтевский в книге о Великом Устюге отмечает: «Особенности объемного построения сооружения – его восьмериковый объем и необычное расположение приделов с западной стороны – выделяли церковь из всех сооружений Устюга конца XVII века. Ныне не существующий храм Иоанна Предтечи являлся интереснейшим памятником, свидетельствовавшим об упорных поисках устюгскими зодчими того времени новых композиционных средств выразительности архитектурного сооружения».
С конца XIX – начала XX века одной из архитектурных доминант не только монастыря, но всего города, стал строящийся собор. Вот как описывают его авторы статьи в Православной энциклопедии, посвященной монастырю, священник Александр Берташ и А.В. Слёзкин: «Купола и полукупола получили шлемовидные очертания. Двухэтажный собор (подклетный этаж и многоярусный объем собственно храма) с четырьмя трапециевидными выступами и заключенными между ними лепестками-конхами не имел внешних признаков функционального разделения. План нижнего яруса второго этажа с оговорками можно назвать многолепестковым. Средний ярус сочетал четырехлепестковый план с четвериком, образованным диагональными пилонами, над которыми размещались звонницы. Верхний ярус был образован широким барабаном, над ним располагался огромный купол. Композиции из конх получили ступенчатое развитие от яруса к ярусу: группы из трех нижних конх переходили в одну, затем – к барабану. Плавность перехода от нижних конх к верхним была подчеркнута полубарабанами со шлемовидными полуглавами, «прислоненными» к верхним конхам. Подобным же образом полубарабаны верхних конх примыкали непосредственно к световому барабану, с которым соединялись широким параболическим проемом. Такой же принцип ступенчатой композиции с поступательным движением перетекающих друг в друга форм можно видеть и в угловых частях здания. Угловые помещения венчаются барабанами, соединенными переходами с башнями (видимо, лестничными), которые примыкают к пилонам. Эти башни имели граненые трехчетвертные купола, над ними, возможно, предполагались небольшие шатры. Звонницы, расположенные над пилонами, играли роль связующего звена между средним ярусом и барабаном: их фасадные части имели три грани в виде арок, опирающихся на круглые столбики. Невысокий широкий барабан храма словно растворен в ступенчатой композиции и поглощен огромным вытянутым шлемовидным куполом с перехватом у основания. Был установлен лишь один крест – на главном куполе, с полумесяцем и крупным яблоком в основании. При богатстве объемных форм фасадный декор был представлен лишь аркатурным поясом на барабане в основании купола и поясами дентикул на карнизах.
На месте традиционного главного входа в храм, в центре западного фасада, был размещен лишь оформленный скромным порталом вход в нижний храм; притворы, ведущие в верхний храм, располагались по сторонам трапезной. Высокие стрелы сводов, выполненные из железобетона, придавали выразительность интерьеру храма, вытянутому по вертикали. Западные трапециевидные пристройки служили притворами-сенями. Алтарная часть занимала восточную группу из трех конх. В восточных конхах северной и южной групп размещались округлые клиросы. По диагонали, в трапециевидных в плане пристройках между алтарем и клиросами, должны были находиться библиотека и читальня. В структуру этих пристроек были также включены небольшие треугольные в плане исповедальни с отдельными входами с клиросов и из алтаря. Внутреннее убранство предполагалось выполнить в традиционных формах, с трехъярусным иконостасом».
В конце своей статьи они подытоживают: «Архитектура собора, в целом соответствующая принципам модерна, с трудом вписывается в конкретные стилистические рамки ввиду смелости и сложности объемного решения и многозначности образа. В экспрессивном вплоть до гротеска облике воплотились новые направления поисков для отечественного храмостроительства. Уникальность храма осознавалась самим автором, который, по сведениям Н.М. Кудрина, в декабре 1916 года предлагал техническо-строительному комитету Синода повторное использование своего проекта, но получил отрицательный ответ. Новый собор мог бы стать оригинальнейшим памятником русского храмостроения начала ХХ века, не имеющим прямых аналогов ни в России, ни за рубежом».
Многие строения одного из старейших монастырей Великого Устюга были утрачены в XX веке. До настоящего времени не сохранился новый строящийся собор, храм Иоанна Предтечи, святые врата и колокольня над ними. Во второй половине ХХ века территория монастыря была хаотично застроена производственными помещениями, сохранившиеся монастырские корпуса были приспособлены под производство.
1. Бочаров Г.Н. Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М.: Искусство, 1989. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/bocharov/index.htm
2. Гражданское здание – братские кельи (?) Иоанно-Предтеченского монастыря: паспорт памятника архитектуры / автор Староносова, редактор Тельтевский. Август 1969 г. // АУК ВО «Вологдареставрация».
3. Дунаев Б. И. Город Великий Устюг. 2-е изд. М., 1919. (Культурные сокровища России. Вып. 15). URL: https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/dunaev/index.htm
4. Дунаев Б. И. Северорусское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/dun/aev/
5. Золотова О.А. Ландшафтно-архитектурная среда Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2004. Вып. 3. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/3ve/lik/iyu/sty/ug/21.htm
6.ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ // Православная Энциклопедия [электронная версия]/ под редакцией Патриарха Московского и всея Руси. URL: https://www.pravenc.ru/text/577912.html
7.Македонская Н. М. Устюжский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь // Православные приходы и монастыри Севера [сайт]. URL: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=348
8.Непеин А. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей. Вологда, 1915. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/svyatini/index.htm
9.Попов А. М. Описание Великоустюжского Иоанно-Предтечева девичья монастыря // ВЕВ. 1877. № 10. С. 170.
10. Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 11 марта 2019 года №21-О/01-11 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря, XVIII – XIX вв.», расположенного по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, д. 40» // Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области [сайт]. URL: https://okn.gov35.ru/upload/iblock/fe7/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%2021-%D0%9E_01-11%20%D0%BE%D1%82%2011.03.2019%20%D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.pdf
11.Тельтевский П. А. Великий Устюг. 2-е изд. М., 1977. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/velustyg/index.htm
12.Титов А.А. Летопись Великоустюжская. М., 1889. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/letopis11/index.htm
13.Токмаков И. Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом. М., 1894. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/ocherkvelust/index.htm
14.Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Великоустюжская епархия. Вологда: Древности Севера, 2018. С. 36–37,249.
15.Чебыкина Г.Н. Великий Устюг: летописная книга XII – нач. XXI века. Великий Устюг: Великоустюг. гос. ист.-архитектур. и художеств. музей-заповедник, 2007. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/cheb/ykina/index.htm
16.Шильниковская В.П. Великий Устюг : развитие архитектуры города до середины XIX в. 2-е изд. М., 1987. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/shilnik/index.htm
В 2022 году на средства партнера проекта АУК ВО «Вологдареставрация» на здании установлена информационная табличка с QR-кодом.
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru