Вознесенский собор Спасо-Суморина монастыря
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1796–1825 гг.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Указ Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г.
Местонахождение: Россия, Вологодская обл., г. Тотьма, пос. Лесотехникума.
Входит в ансамбль: Ансамбль Спасо-Суморина монастыря.
Престолы: Вознесения Господня (главный), святителя Тихона Задонского, святителя Николая Мирликийского, преподобного Феодосия Тотемского, иконы Божией Матери "Тихвинская", святителя Петра митрополита Московского и мученицы Надежды Римской, Киево-Печерских чудотворцев, Всех Вологодских чудотворцев.
Краткое описание.
Датой возникновения монастыря на холме над слиянием речек Ковды и Песьей Деньги считается 1554 г. Ансамбль монастыря полностью сформировался в камне к середине XIX в. Постройки южной части монастыря являют собой пример зрелого провинциального классицизма. Самый яркий образец стиля классицизма в монастырском ансамбле – собор Вознесения. Это один из немногих сохранившихся памятников зрелого классицизма в Вологодской области. Его автор – столичный архитектор В.М.Казаков. Собор расписан академиком живописи вологжанином Платоном Тюриным. В интерьере частично сохранилась отделка и живопись.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: собственник здания – ФГУП «Росимущество». Здание используется МБУК «Тотемское музейное объединение» как объект музейного показа и архиерейским подворьем «Спасо-Суморин монастырь» (на втором этаже храма проводятся богослужения).
ИСТОРИЯ
Монастырь получил название от Спасо-Преображенского собора и фамилии его основателя преподобного Феодосия (Суморина). Первый деревянный храм Вознесения появился в монастыре в конце XVII в. В 1757–1764 гг. его сменило каменное здание. Однако оно стало быстро разрушаться из-за оползания фундамента, и в 1796 г. началась перестройка собора, в ходе которой во время земляных работ были обретены мощи Феодосия Суморина. Это послужило поводом для разработки и воплощения в жизнь грандиозного проекта возведения нового собора, который был поручен В.М.Казакову (сыну знаменитого М.Ф.Казакова). В 1799 г. приступили к возведению собора, которое велось «иждивением» попечителя Спасо-Суморина монастыря И.А.Кузнецова. К 1804 г. основные строительные работы были завершены, но к отделке собора приступили только в 1820 г., а завершили ее лишь в 1825 г. Храм был освящен 23 июля 1825 г. В 1860-е гг. интерьер церкви расписывается академиком живописи Платоном Семёновичем Тюриным.
После революции Спасо-Суморин монастырь был закрыт. Мощи преподобного Феодосия Тотемского были вынесены из храма в 1919 г. и только в 1988 г. их вернули Вологодской епархии. Ныне мощи находятся в нижнем храме Рождества Христова в Тотьме. Частицы мощей хранятся в Вологде: в Лазаревском храме и в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне (здесь же хранится образ преподобного Феодосия).
В советское время на территории монастыря располагались различные учреждения, лесной техникум, воинская часть. В 2014 г. на территории монастыря создано архиерейское подворье, ведутся ремонтно-реставрационные работы. Вознесенский собор используется МБУК «Тотемское музейное объединение» как объект музейного показа. Служителями архиерейского подворья «Спасо-Суморин монастырь» на втором этаже храма проводятся богослужения.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Спасо-Суморин монастырь расположен на возвышенности при впадении реки Ковды в Песью Деньгу. Монастырь имеет близкий к прямоугольному, вытянутый с севера на юг план. За основными воротами монастыря между настоятельскими и братскими кельями некогда возвышалась несохранившаяся до наших дней колокольня, являвшаяся высотной доминантой монастырского комплекса. Отсюда березовая аллея ведёт к Спасскому и расположенному южнее Вознесенскому соборам. Постройки южной части монастыря являют собой пример зрелого провинциального классицизма.
Самый яркий образец стиля классицизма в монастырском ансамбле – собор Вознесения. Основной квадратный в плане объем собора перекрыт сферическим куполом, утвержденным на четырех пилонах. Ротонда купола раскрепована восемью рустованными ризалитами, каждый из которых прорезан оконным проемом с полуциркульным завершением, над которыми устроены треугольные фронтоны. На куполе стоит световой барабан с главкой. К храму примыкает более высокая и широкая за счет боковых приделов трапезная. Крыша трапезной трехскатная с аттиком. По бокам храма устроены приделы, перекрытые лотковыми сводами, несущими по две главы на рустованных световых барабанах, в каждом из которых имеется по четыре эллипсообразных окна. Все пять глав собора имеют форму ваз. Над папертью и боковыми приделами трапезной расположен антресольный (третий) этаж. На второй (основной) этаж ведет деревянная лестница с северной стороны паперти. В толще западных пилонов купола устроена лестница на полукруглые хоры. С трех сторон собор украшают четырехколонные портики коринфского ордера, из которых западный превосходит размерами и выносом боковые. Окна ризалитов трапезной фланкированы колоннами с ионическими капителями. Здание оштукатурено. Его фасады окрашены желтой охрой, а детали и русты побелены. Основные габариты собора в плане 38,5x26,5 м. Высота храма от цоколя – 34 м. Высота в интерьере от пола до купола барабана – 26 м.
В интерьере стены выкрашены под мрамор. Мощный карниз с модульонами, коринфские капители пилястр и полуколонн гипсовые, позолоченные. Архивольты проемов украшены гризайлью. В храме сохранились росписи Платона Тюрина. Весь купол храма занимает живописное изображение Троицы Ветхозаветной с небесными силами, в конхе апсиды – «Сошествие Святого духа на апостолов». На стенах апсиды, между полуколоннами, изображены Спаситель, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Своды северного придела сохранили фрагменты «Снятия со креста».
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
При приспособлении памятника под склады и мастерские ранее сообщающиеся помещения подклетной церкви были изолированы кирпичными перегородками, были заложены боковые проемы под западным портиком. У здания много утрат внутреннего декора. В результате отсутствия кровли была утрачена живопись сводов приделов второго этажа. Ныне отсутствуют балюстрада хоров и лестница на антресольный этаж. Были утрачены кресты на главах церкви. В ходе архитектурной реставрации 1978–2002 гг. силами АУК ВО «Вологдареставрация» и Тотемского музейного объединения в соборе восстановлены кресты на главах, заменены кровли, выполнена реставрация фасадов, заменены заполнения оконных проемов.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Белоярская И.К. Архитектурный ансамбль Спасо-Суморина монастыря // Преображение в веках. Исследования и материалы по истории Спасо-Суморина монастыря. Вологда, 2007. С. 60–67.
- Бочаров Г., Выголов В. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
- Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. (Свящ. Иоанн Верюжский. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 2009. Репринтное издание).
- Вознесенский собор (комплекс Спасо-Суморина м-ря): Спасо-Суморин монастырь (1 км на запад от г. Тотьмы): паспорт памятника истории и культуры / сост. И.Б.Медведев, 1973 // Архив АУК ВО «Вологдареставрация». Отдел учёта.
- Государственный архив Вологодской области. Ф. 496. Д. 5921; Ф. 526. Д. 10.
- Григоров Д.А. О тотемских церквах // Научный архив МБУК «Тотемское музейное объединение». № 471 (рукопись).
- Григоров Д.А. Тотьма и ее окрестности // Научный архив МБУК «Тотемское музейное объединение». № 615 (рукопись).
- Григоров Д.А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма: историко-литературный альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 139–147.
- Житие преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. Вологда, 2005. 192 с.
- Кузнецов А.В. Тотемская церковная старина. Тотьма, 1999.
- Нафанаил, архимандрит. Описание Спасо-Суморина монастыря. СПб.,1850.
- Попов В. Город Тотьма. Вологда, 1886.
- Празднование в Тотьме исполнившегося столетия со времени обретения святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца // Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. 1896. № 19. С. 329–333.
- Савваитов П.И. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписанной к нему Дедовской Троицкой пустыни. Вологда, 1911.
- Спасо-Суморин монастырь (1 км на запад от г. Тотьмы): паспорт памятника истории и культуры / сост. И.Б.Медведев, 1973 // Архив АУК ВО «Вологдареставрация». Отдел учёта.
- Челищев П.И. Путешествие по Северу России в 1791 году. СПб., 1886. С. 192.
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ
В 2014 году на средства партнера проекта – Тотемского музейного объединения – на здании храма была установлена информационная табличка c QR-кодом.