Объект |
Вознесенский собор Спасо-Суморина монастыря |
Датировка |
1796–1825 гг. |
Вид |
памятник архитектуры. |
Статус |
объект культурного наследия федерального значения. |
Местонахождение |
Россия, Вологодская обл., г. Тотьма, пос. Лесотехникума. |
Входит в ансамбль |
Ансамбль Спасо-Суморина монастыря. |
Престолы |
Вознесения Господня (главный), святителя Тихона Задонского, святителя Николая Мирликийского, преподобного Феодосия Тотемского, иконы Божией Матери "Тихвинская", святителя Петра митрополита Московского и мученицы Надежды Римской, Киево-Печерских чудотворцев, Всех Вологодских чудотворцев. |
Краткое описание |
Датой возникновения монастыря на холме над слиянием речек Ковды и Песьей Деньги считается 1554 г. Ансамбль монастыря полностью сформировался в камне к середине XIX в. Постройки южной части монастыря являют собой пример зрелого провинциального классицизма. Самый яркий образец стиля классицизма в монастырском ансамбле – собор Вознесения. Это один из немногих сохранившихся памятников зрелого классицизма в Вологодской области. Его автор – столичный архитектор В.М.Казаков. Собор расписан академиком живописи вологжанином Платоном Тюриным. В интерьере частично сохранилась отделка и живопись. |
Состояние |
удовлетворительное. |
Современное использование |
собственник здания – ФГУП «Росимущество». Здание используется МБУК «Тотемское музейное объединение» как объект музейного показа и архиерейским подворьем «Спасо-Суморин монастырь» (на втором этаже храма проводятся богослужения). |
История
Монастырь получил название от Спасо-Преображенского собора и фамилии его основателя преподобного Феодосия (Суморина). Первый деревянный храм Вознесения появился в монастыре в конце XVII в. В 1757–1764 гг. его сменило каменное здание. Однако оно стало быстро разрушаться из-за оползания фундамента, и в 1796 г. началась перестройка собора, в ходе которой во время земляных работ были обретены мощи Феодосия Суморина. Это послужило поводом для разработки и воплощения в жизнь грандиозного проекта возведения нового собора, который был поручен В.М.Казакову (сыну знаменитого М.Ф.Казакова). В 1799 г. приступили к возведению собора, которое велось «иждивением» попечителя Спасо-Суморина монастыря И.А.Кузнецова. К 1804 г. основные строительные работы были завершены, но к отделке собора приступили только в 1820 г., а завершили ее лишь в 1825 г. Храм был освящен 23 июля 1825 г. В 1860-е гг. интерьер церкви расписывается академиком живописи Платоном Семёновичем Тюриным.
После революции Спасо-Суморин монастырь был закрыт. Мощи преподобного Феодосия Тотемского были вынесены из храма в 1919 г. и только в 1988 г. их вернули Вологодской епархии. Ныне мощи находятся в нижнем храме Рождества Христова в Тотьме. Частицы мощей хранятся в Вологде: в Лазаревском храме и в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне (здесь же хранится образ преподобного Феодосия).
В советское время на территории монастыря располагались различные учреждения, лесной техникум, воинская часть. В 2014 г. на территории монастыря создано архиерейское подворье, ведутся ремонтно-реставрационные работы. Вознесенский собор используется МБУК «Тотемское музейное объединение» как объект музейного показа. Служителями архиерейского подворья «Спасо-Суморин монастырь» на втором этаже храма проводятся богослужения.
|
Архитектура Спасо-Суморин монастырь расположен на возвышенности при впадении реки Ковды в Песью Деньгу. Монастырь имеет близкий к прямоугольному, вытянутый с севера на юг план. За основными воротами монастыря между настоятельскими и братскими кельями некогда возвышалась несохранившаяся до наших дней колокольня, являвшаяся высотной доминантой монастырского комплекса. Отсюда березовая аллея ведёт к Спасскому и расположенному южнее Вознесенскому соборам. Постройки южной части монастыря являют собой пример зрелого провинциального классицизма.
Самый яркий образец стиля классицизма в монастырском ансамбле – собор Вознесения. Основной квадратный в плане объем собора перекрыт сферическим куполом, утвержденным на четырех пилонах. Ротонда купола раскрепована восемью рустованными ризалитами, каждый из которых прорезан оконным проемом с полуциркульным завершением, над которыми устроены треугольные фронтоны. На куполе стоит световой барабан с главкой. К храму примыкает более высокая и широкая за счет боковых приделов трапезная. Крыша трапезной трехскатная с аттиком. По бокам храма устроены приделы, перекрытые лотковыми сводами, несущими по две главы на рустованных световых барабанах, в каждом из которых имеется по четыре эллипсообразных окна. Все пять глав собора имеют форму ваз. Над папертью и боковыми приделами трапезной расположен антресольный (третий) этаж. На второй (основной) этаж ведет деревянная лестница с северной стороны паперти. В толще западных пилонов купола устроена лестница на полукруглые хоры. С трех сторон собор украшают четырехколонные портики коринфского ордера, из которых западный превосходит размерами и выносом боковые. Окна ризалитов трапезной фланкированы колоннами с ионическими капителями. Здание оштукатурено. Его фасады окрашены желтой охрой, а детали и русты побелены. Основные габариты собора в плане 38,5x26,5 м. Высота храма от цоколя – 34 м. Высота в интерьере от пола до купола барабана – 26 м.
В интерьере стены выкрашены под мрамор. Мощный карниз с модульонами, коринфские капители пилястр и полуколонн гипсовые, позолоченные. Архивольты проемов украшены гризайлью. В храме сохранились росписи Платона Тюрина. Весь купол храма занимает живописное изображение Троицы Ветхозаветной с небесными силами, в конхе апсиды – «Сошествие Святого духа на апостолов». На стенах апсиды, между полуколоннами, изображены Спаситель, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Своды северного придела сохранили фрагменты «Снятия со креста». |
Реставрации При приспособлении памятника под склады и мастерские ранее сообщающиеся помещения подклетной церкви были изолированы кирпичными перегородками, были заложены боковые проемы под западным портиком. У здания много утрат внутреннего декора. В результате отсутствия кровли была утрачена живопись сводов приделов второго этажа. Ныне отсутствуют балюстрада хоров и лестница на антресольный этаж. Были утрачены кресты на главах церкви. В ходе архитектурной реставрации 1978–2002 гг. силами АУК ВО «Вологдареставрация» и Тотемского музейного объединения в соборе восстановлены кресты на главах, заменены кровли, выполнена реставрация фасадов, заменены заполнения оконных проемов. |
Информация о партнёре В 2014 году на средства партнера проекта – Тотемского музейного объединения – на здании храма была установлена информационная табличка c QR-кодом. |