Датировка: 1690 г.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 "О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Шукшина, 21
Краткое описание.
Памятник принадлежит к ярусному типу деревянных церквей, очень распространенных в конце XVII – начале XVIII века. Неповторимый облик храму придают особенности его объемно-пространственного решения, прекрасно найденные пропорции. Четкий силуэт подчеркнут значительным выносом кровель отдельных ярусов.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование:
объект в процессе реставрации.
В 1690 году на месте возведения храма была окраина, западная граница города. Созданная здесь церковь – единственный сохранившийся деревянный храм Белозерска, один из семи оставшихся на Белозерье. Он всегда был холодным, зимой службы шли в Покровском храме.
К XX веку облик Ильинской церкви уже был несколько искажен (сруб обшили тесом, в основном четверике прорубили большие окна, главку покрыли железом).
В 70-х годах была осуществлена ее реставрация по проекту В.Б. Гнедовского: здание было «освобождено» от обшивки, поздние окна заделаны, а первоначальные волоковые, закрывавшиеся дощечкой изнутри, – восстановлены. Восстановили и деревянные желоба-водостоки на деревянных консолях – «курицах», и первоначальное покрытие главки деревянным лемехом.
Однако, по мнению К.И.Козлова, были допущены и ошибки: «Ее [главку] практически делали заново, и современные мастера, утратившие преемственность традиций, не сумели сделать ее правильно – получилась главка странной, “сползшей” набок». А при установке креста его перевернули на 180 градусов.
С 1987 по 1995 годы около 56 икон этого храма были отреставрированы художниками-реставраторами Вологодской СНРПМ (О.А. Соколовой и В.А. Митрофановым).
В 2008 году началась новая реставрация церкви Ильи Пророка. В 2009 году предметы убранства храма были демонтированы, перед транспортировкой живопись укреплена художниками-реставраторами ГосНИИР (г. Москва).
В 2010 году специалисты приступили к разборке церкви.
Через два года сотрудники ООО «Наследие» (г. Вологда) проводили ремонтно-реставрационные мероприятия по сборке храма.
24 декабря 2012 года были завершены консервационно-реставрационные работы на живописи входной арки портала, съемном середняке свода – иконе «Спас Вседержитель» и бревнах наката деревянной церкви.
В настоящее время реставрация осуществляется методом полной переборки.
Дореволюционные священнослужители прихода Ильинской церкви:
с 30.06.1737-1763 – священник Ананий Иванов
1864,1865 – священник Александр Ильич Альбов
1906,1907 – священник Иоанн Щукин
1910,1916 – священник Василий Иоаннович Парвов
с 14.03.1759-1763 – дьякон Адриан Никитин
с 1759-1763 – дьячок Филипп Ананьин
с 1759-1763 – пономарь Андрей Ананьин
Деревянная церковь в плане представляет собой два одинаковых прямоугольных помещения храма и трапезной, вытянутых по оси восток–запад и заключенных в единый прямоугольник стен. Стены храма и трапезной рублены «в обло», а небольшой пятигранный алтарный прируб, примыкающий к храму с востока, – «в лапу». С запада же к храму присоединен прямоугольный сруб притвора.
Высокий, доминирующий в объемно-пространственной композиции, столпообразный объем центральной части церкви состоит из крупного куба с низким четвериком над ним и увенчанного луковичной главой на высокой круглой шее восьмерика. Типичная для подобных храмов композиция выделяется наличием второго яруса в виде четверика, вместо традиционного восьмерика.
Мощный куб первого яруса с повалом (расширением сруба основного четверика вверху, под кровлей) и верхние ярусы завершены скатными кровлями.
Невысокий объем алтаря имеет стропильную кровлю на пять скатов, крытую тесом, концы которого обработаны в форме усеченной пики. Таким же тесом крыты по скатам все ярусы храма. Шея и луковичная глава покрыты лемехом. Резные причелины, стык которых защищен «полотенцем», проходили по краю кровель и закрывали наружные торцы подкровельных слег. Аналогичная кровля устроена над западной папертью.
Косящатые окна в восточной, северной и южной гранях апсиды отмечены скромными наличниками. Три небольших окна, центральное из которых – сдвоенное, расположены в западной стене четверика в уровне второго света. По два оконных проема – в фасадах трапезной.
Рубленый свод на шпонках – «небо» – в центре завязывался в жесткую конструкцию из массивной квадратной рамы, от которой он шатром опускался к стенам четверика. В нем первоначально прямо по дереву была сделана роспись темперой, изображающая Спаса Вседержителя в куполе и Распятие с предстоящими на восточной грани «неба» и восходящая к западно-европейским гравюрам конца XVII века.
Ее остатки сохранялись под позднейшими росписями, выполненными в смешанной технике темперы с маслом, на холстах, которыми в конце XVIII века затянули «небо». На них можно было увидеть сюжет «Распятие с предстоящими», евангелистов и апостолов.
124 иконы из тяблого иконостаса XVIII века, специалистами приписываемые кисти братьев Михаила и Димитрия и исполненные в технике темперной живописи, датируются временем постройки деревянного храма и хранятся в музее Кирилло-Белозерского монастыря.
Из храма в низкое помещение трапезной вел широкий проем, рама которого была расписана растительно-геометрическим орнаментом в конце XVII века. Живопись присутствовала и на бревнах наката храма.
В ходе реставрации 1962–1968 годов зданию был возвращен первоначальный облик. Отделка интерьера была сохранена лишь частично. На северном и южном фасадах заложили поздние широкие оконные проемы, заменили нижние венцы бревен у храма и трапезной, сделали новые кровли и каркасную паперть у трапезной. С четверика, трапезной и алтаря сняли позднюю обшивку тесом.
Однако процессу дальнейшего гниения основания здания, по-видимому, способствовали грунтовые воды, вытесненные из земли из-за строительства Волго-Балта, повлекшего общий подъем воды в Белом озере; а также святая вода из колодца, который, по словам работников музея, находился прямо в алтаре церкви, но в советское время был залит бетоном.
Сегодня новый этап реставрации, начавшийся в 2000-х годах, продолжается методом полной переборки.
Автор - М.С. Герасимова
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru