Объект | Троицкая церковь |
Датировка | 1768–1772; 1788 гг. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Тотьма, ул. Герцена, 4. |
Краткое описание | Здание церкви – важное звено в панораме города с реки – представляет собой типичную постройку в стиле тотемского барокко с богато декорированными фасадами с применением лекального кирпича. Оригинальна сдвоенная апсида нижней церкви. Уникально для Тотьмы использование поребрика в карнизе четверика храма. |
Состояние | хорошее. |
Современное использование | действующий храм Русской Православной Церкви. |
История
Троицкая церковь расположена неподалеку от впадения в Сухону Песьей Деньги, в нижнем конце Зеленской слободы. Она существовала уже во второй половине XVI века – в приписках к завещанию преп. Феодосия (1568 г.) в числе священников, которым был заказан сорокоуст, упомянут и священник этого храма Прокопий. Заказчиками церкви выступили прихожане Троицкого прихода города. В уникальном документе подобного рода по тотемским храмам ХVIII века – контракте на строительство Троицкой церкви упоминается имя ее зодчего – Фёдора Иванова, сына Титова, крестьянина Сольвычегодского уезда, а также барочные узоры на ее стенах: «…а клейма зделать как наилутче возможно», что косвенно подтверждает привнесение именно сольвычегодскими мастерами в Тотемский уезд «моды» на картуши. Статский советник, кандидат богословия, член-сотрудник Императорского Русского археологического общества и преподаватель Тотемского духовного училища Дмитрий Александрович Григоров в своей работе «Тотьма и ее окрестности» указывает, что, согласно церковной летописи, деревянная Троицкая церковь постройки 1646 года была разобрана в 1768 году. На ее месте заложили каменный одноэтажный храм, в котором было устроено два придела: в честь Благовещения и Казанской Божией Матери (теперь – это нижний теплый этаж). Пятиярусный иконостас и престол по имя Пресвятой Троицы, освященный в 1788 году, устроили в верхнем холодном этаже церкви, после чего ее внутреннее убранство не раз подновлялось и переделывалось: стены и живопись на них были исправлены в 1859, 1871, 1897, 1906 и 1911 годах, иконостасы – в 1820, 1876, 1904 и 1908 годах, иконы – в 1858, 1890 и 1897 годах. Снаружи же церковь значительным переделкам не подвергалась. Таким образом, возведенное в период расцвета местной школы церковного барокко здание было удачно выдержано в одном стиле. Из «Летописи города Тотьмы градской Троицкой церкви, что на Зелене» 1868 года известно о существовании в деревне Задней приписной к Троицкой церкви каменной часовни, которая до настоящего времени не сохранилась. Спичечный цех артели «Красный бондарь» и ремонтные мастерские занимали храм в советские годы. Только в 1988 году церковь была передана православной общине. Восстановлением храма занимались однофамильцы строителя церкви братья Титовы – священник Георгий и реставратор Леонид, благодаря которым она стала первым возвращенным к духовной жизни храмом. В настоящее время в церкви проводятся службы. |
|
Архитектура Каменное здание вытянуто с востока на запад и состоит из храма с апсидой и примыкающих к нему с запада последовательно более узких трапезной и паперти. Колокольня не сохранилась. Сам храм двухуровневый трёхчастный, с двусветным четвериком, возвышающимся над средней частью на целый ярус и увенчанным пятью двухъярусными главами. Пятигранная апсида верхней церкви опирается на двучастную апсиду первого этажа, а стены более узкой паперти второго этажа – на арки паперти первого. Обрамленный порталом из лекального кирпича проем расположен по оси храма на западной стене паперти и ведет в нижнюю церковь. На этой же оси устроен проем, выходящий далее в трапезную, которая перекрыта коробовым сводом с западным лотком, над всеми оконными проемами устроены распалубки. Храм завершен световым восьмериком на сомкнутом своде. Угловые восьмерики и все барабаны глав глухие. Дверные полотна современные, деревянные. Стены и своды обоих этажей оштукатурены известковой штукатуркой, своды верхнего храма сохранили масляную живопись конца XIX века. Снаружи окна обрамлены наличниками и украшены сандриками из лекального кирпича. На уровне межэтажного перекрытия по храму и трапезной протянут валик, по апсиде и паперти проходит городчатый карниз. Под всеми окнами верхней церкви расположены картуши из лекального кирпича. Верхние окна храма завершены сандриками. Сандрики окон апсиды, трапезной и паперти верхней церкви аналогичны по рисунку сандрикам нижней церкви, но значительно суше. Четверик храма увенчан карнизом с включением поребрика. Завершающие восьмерики декорированы филенками, пилястрами на ребрах и завершены многообломными карнизами из лекального кирпича. Металлическая кровля церкви покраску не сохранила. Трапезная сейчас покрыта шифером. |
|
Реставрации Утрачены завершающие главы, разобраны своды перекрытия алтарной апсиды. Разобрана колокольня над папертью, в связи с чем заложена ведущая на нее лестница в толще северной стены. Большие утраты кирпичного декора на фасадах. Заложена верхняя часть западного портала первого этажа. Проработано окно на южном фасаде паперти. |
|
Информация о партнёре |