Датировка: первая четверть XIX века
Вид: ансамбль.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"
Адрес: Россия, Вологодская обл., Грязовецкий район, с. Покровское
Краткое описание.
Памятник архитектуры и истории является образцом усадебного ансамбля в стиле раннего классицизма с продольно-осевой композицией размещения основных пространственных зон. Он состоит из барского дома, усадебного храма и системы парков с живописными прудами.
В усадьбе прошли детские годы известного теолога - святителя Игнатия (Брянчанинова).
Состояние: хорошее.
Современное использование: в здании размещается культурно-просветительский и духовный центр «Усадьба Брянчаниновых» – филиал АУК ВО «Вологдареставрация».
История села Покровского, рядом с которым располагается усадебный комплекс, тесно связана с вологодскими дворянами Брянчаниновыми, по преданию ведущими свой род от Михаила Андреевича Бренко, отважного оруженосца князя Дмитрия Донского, героически погибшего в 1380 году во время Куликовской битвы.
В 1617 году за героизм, проявленный при обороне Смоленска и изгнании поляков, Брянчаниновым было пожаловано село Покровское и соседнее село Юрово (в настоящее время – территория Грязовецкого муниципального района Вологодской области). Эти места впоследствии стали их родовым гнездом и передавались по наследству из поколения в поколение.
Усадебный комплекс, представляющий ценность для будущих поколений, был сформирован в начале XIX века его владельцем Александром Семеновичем Брянчаниновым, отцом святителя Игнатия. Покровское с 400 душами крестьян перешло по наследству к Александру Семеновичу в 1803 году.
Брянчанинов принадлежал к кругу высокообразованных людей своего времени, получил прекрасное образование в Пажеском корпусе Его Императорского Величества, был пажом при императоре Павле Петровиче. Библиотека, собранная в Покровском, в свое время была одной из лучших в губернии. Александром Семеновичем было открыто первое приходское двухклассное училище для крестьянских детей. Александра Куприянова, одна из внучек А.С. Брянчанинова, писала: «Воля и его художественный вкус создали в Покровском маленький Версаль».
Александр Семенович перестроил унаследованное поместье по моде того времени в стиле раннего классицизма. Имя архитектора точно не установлено. Считается, что дом построен по чертежам местного самоучки Александра Сапожникова. Однако, в усадебном комплексе, по мнению известного исследователя русской архитектуры, автора многих книг о памятниках архитектуры России начала XX века, Георгия Крескентьевича Лукомского, явно прослеживаются черты, характерные для учеников школы известного московского архитектора Матвея Казакова. Ученые отмечают также сходство композиции дома со строениями Николая Львова.
Перестроенное поместье включило в себя главный дом с двумя симметричными флигелями по сторонам (1809–1810 гг.), Покровскую церковь (освещена в 1810 году), прилегающий к ней родовой некрополь, а также обширный террасный парк (1811 год). В близлежащей у дома части парка, по воспоминаниям А. Купреяновой, располагались «длинные гибкие скамьи-качалки … превосходные зимние горы в саду; плоты на пруде».
Г.К. Лукомский так отзывался о Покровском: «На далеком северо-востоке отзвук виллы Палладио. Но переработанный, со своеобразным пониманием красоты деталей. Удивительная правильность деталей, и чистота, и изящество лепки не могли быть получены при участии заурядного мастера. Прелестное Покровское – одна из лучших усадеб России».
Поместье имело обширный, утраченный в наше время, комплекс хозяйственных построек. Из воспоминаний А.Н. Купреяновой известно, что расцвет хозяйственной деятельности в усадьбе приходился 1840–1850-е годы XIX века, когда владения Брянчаниновых простирались на 1800 десятин (1962 га). В Покровском располагались многочисленные мастерские («ткацкие, золотильные, резные»), громадные хозяйственные службы, псарня и зверинец, в котором содержались зайцы, лисицы, волки и даже медведи на случай праздничной охоты посещавших усадьбу Брянчаниновых гостей. Из второстепенных построек сохранилась лишь деревянная конюшня и погреб, построенные во второй половине XIX века.
Имение после Александра Семеновича было унаследовано его внуком-теской Александром Семеновичем Брянчаниновым. Затем усадьба по наследству перешла к Владимиру Николаевичу Брянчанинову, который стал ее последним владельцем. В 1917 году он, предупрежденный крестьянами об угрозе ареста, вместе со своей женой был вынужден покинуть Покровское. В 1918 году семья эмигрировала в Чехословакию, бросив почти все свое имущество, затем – во Францию, а их дети в 1945 году – в Австралию. Представители дворянского рода (семья правнучатой племянницы святителя Игнатия Татьяны Александровны Ватсон) вернулись в Покровское лишь в конце XX века.
Усадьба Покровское широко известна как место, где прошли детские годы святителя Игнатия (Дмитрия Брянчанинова, сына устроителя усадьбы Александра Семеновича), епископа Ставропольского, одного из крупнейших теологов своего времени. Он родился здесь в 1807 году. В 1831 году Дмитрий принял монашеский постриг с именем Игнатий. За свой иноческий путь ему удалось возродить Григория-Пельшемский Лопотов монастырь, Свято-Троицкую Сергиеву пустынь, обустроить Кавказскую и Ставропольскую епархию. Среди известных трудов святителя Игнатия – «Слово о смерти», «Приношения современному монашеству», «Отечник», «Аскетические опыты». В 1988 году он был причислен к лику святых. Святитель Игнатий оставил в своих письмах и трудах самые теплые и нежные воспоминания об усадьбе, обустроенной его отцом.
С 1924 до 1990-х годов в Покровском, на базе бывшего поместья, находился санаторий для больных туберкулезом «Октябрьские всходы». В этот период главный дом подвергается серьезным перепланировкам. Немало усилий по сохранению усадебного комплекса приложил главный врач санатория Александр Павлович Тарасов. В 1997 году началась активная работа по реставрации усадьбы, которая завершилась лишь в 2009 году.
В 2006 году в Покровское был перевезен и перезахоронен на родовом некрополе прах последнего владельца усадьбы Владимира Николаевича Брянчанинова, теперь он вместе с прахом Александра Семеновича Брянчанинова покоится на родовом кладбище, у алтаря храма.
С 1 января 2009 года усадебный дом, в котором прошли детские годы святителя Игнатия, находится в совместном пользовании учреждения культуры и местной православной общины Покровского храма. В храме есть икона святителя Игнатия (Брянчанинова) с частицами мощей святого.
С января 2010 года в отреставрированном главном доме начал работу культурно-просветительский и духовный центр «Усадьба Брянчаниновых» - филиал АУК ВО «Вологдареставрация».
В настоящее время в состав отреставрированной усадьбы Покровское входит главный дом, Покровская церковь, конюшня, погреб, террасный парк.
Сегодня село Покровское – одно из популярных туристских мест края.
Усадьба Покровское расположена в холмистой местности, рельеф которой в значительной степени определил характер ее планировки. Весь комплекс, обладая некоторыми индивидуальными особенностями, в целом имеет планировку, типичную для усадеб эпохи классицизма, основной характерной чертой которых является размещение главных пространственных зон на одной композиционной оси с главным домом.
Доминантой усадебного комплекса является двухэтажный прямоугольный в плане барский дом с выступающей полуротондой на северном фасаде и мезонином на южном.
Первый этаж дома, где располагались парадные комнаты, выстроен значительно выше второго, где были жилые помещения. Это и обусловило архитектурные композиции фасадов здания.
Южный, наиболее декорированный фасад обращен в парк. Мезонин с балконом покрыт двухскатной кровлей и украшен изящными розетками. Он опирается на два крупных, сильно выступающих пилона, которые с обеих сторон поддерживают четыре парные колонны, стоящие на цоколе здания. Пилоны украшены отличными друг от друга барельефами, на одном пилоне композиция выстроена из античных элементов, на другом – из воинских атрибутов, характерных для начала XIX века. Ниже барельефов на пилонах расположены медальоны. Прямоугольные окна мезонина обрамлены рамочными наличниками.
Балкон огражден балюстрадой из точеного балясника. Его поддерживают кронштейны, украшенные парными лошадиными головами. Между кронштейнами – три небольших круглых окна второго этажа.
Арочные перемычки окон и дверного проема первого этажа обработаны тонкими штукатурными бровками, гирляндами растительного орнамента, украшены большими валютообразными замками. Стена между центральными проемами окон и дверей заполнена рустовкой.
Находящие по сторонам от центральной части первый и второй этажи объединены высокими арочными нишами, в верхней части которых расположены большие полукруглые окна второго этажа. Ниже под ними – тройные прямоугольные окна первого этажа с большим широким центральным проемом, который выделен женской маской.
Композицию паркового фасада завершает широкая, огражденная балюстрадой, открытая веранда с двумя симметричными лестницами по сторонам.
Северный фасад главного дома менее декорирован. Более яркую обработку получила лишь полуротонда. Она украшена пилястрами с белокаменными базами и нарядными лепными капителями. Прямоугольные окна обрамлены рамочными наличниками. Расположенные над ними окна второго этажа повторяют декор центральной части паркового фасада.
На восточном и западном фасадах главного корпуса выделяется центральная часть, где для украшения использован мотив портика с тройными, обрамленными пилястрами, окнами. Стены этих фасадов также украшены рустовкой.
Скромнее декорированы стоящие по сторонам главного корпуса двухэтажные флигели, что подчеркивает их второстепенную роль. Продольные северный и южный фасады флигелей имеют симметричные композиции, в центре которых помещены обрамленные рамочными наличниками тройные прямоугольные окна (средний проем – световой, остальные – ложные). На других окнах первого этажа наличники имеют широкие гладкие навершия с профилированными кирпичными полками.
Галереи, соединяющие флигели с главным корпусом, на северных фасадах декорированы тонкими пилястрами (освещаются прямоугольными окнами), на южных – ложными арочными проемами и рустовкой.
Внутренняя планировка главного дома отличается на первом и втором этажах. Все помещения первого этажа объединены по принципу круговой амфилады. Первый этаж делится несущей стеной на две части – заднее и переднее пространство. Переднее – высокий круглый, двухцветный парадный зал, расположенный в ротонде северного фасада. Зал украшен пилястрами, изящными розетками и орнаментами, перекликающимися с внешним декором дома. В центре зала располагается небольшой круглый декоративный плафон, пространство над окнами второго света украшено растительным орнаментом. Окна второго света отделены от основных прямоугольных окон сложным прямоугольным лепным карнизом, состоящим из пальметт и ионик. Развитая конструкция карниза придает особую помпезность и парадность залу. С обеих сторон от парадного зала из двух небольших вестибюлей на второй этаж ведут винтовые лестницы.
В задней части здания расположены три большие парадные комнаты, выходящие окнами в парк. Также на первом этаже находился кабинет, комнаты для гостей, столовая.
В мансарде располагались две большие комнаты: одну, с окнами на село, занимал кабинет и спальня барина, вторую, обращенную в сад, - спальня и будуар хозяйки. Второй этаж был отведен под детские комнаты.
Г.К. Лукомский, описывая усадьбу, отмечал: «Архитектура дома интересна не только по обработке; весь план дома изобличает гибкую фантазию и вместе с тем отличные традиции».
От южного фасада главного дома шла дорожка в парк. Некогда она обрамлялась стриженным с двух сторон кустарником.
С восточной стороны усадебного комплекса, на границе парадного двора, расположилась небольшая, также в стиле раннего классицизма, кирпичная Покровская церковь .
Церковь, обращенная западным фасадом к главному дому, имеет продольно-осевую композицию и состоит из притвора, над которым высится звонница, храма и апсиды. Храм представляет собой двухцветный четверик, перекрытый купольным сводом и украшенный по бокам портиками. Притвор и апсида несколько уже четверика. Внутренний интерьер церкви в первоначальном виде был богато украшен лепниной. Рядом с церковью расположен фамильный некрополь рода Брянчаниновых.
Некогда усадебный комплекс имел множество хозяйственных построек, из которых в настоящее время сохранился лишь каретник (согласно учетно-охранной документации – конюшня) и существенно перестроенный дом священника.
Деревянный каретник представляет интерес как памятник деревянной хозяйственной архитектуры второй половины XIX века. Он расположена в северо-западной части усадьбы. Прямоугольное деревянное здание покрыто четырехскатной стропильной кровлей, внутри разделено на три изолированных помещения.
Образцом ландшафтной архитектуры XIX века является приусадебный парк. От южного фасада здания он тремя террасами спускался к склону холма. Планировку парку задавали восемь липовых аллей, которые, пересекаясь, образовывали звезду. Главная (верхняя) терраса начиналась от партерной клумбы и проходила через весь парк к пруду. Границей между первой и второй террасами служила линия фруктовых деревьев. Средняя (вторая) терраса была представлена в основном лиственными породами деревьев. Третья (нижняя) терраса – луг, по воспоминаниям А. Купреяновой: «В третьей части сада, более открытой для солнечных лучей, помещаются огородные растения – ягоды, плоды и овощи. Здесь же естественной силой напора воды – бьющий фонтан, дающий прохладу и орошение растительному царству. С нагория этой части сада открывается прекрасный вид на близлежащие окрестности и соседние барские усадьбы. В конце сада помещаются обширные оранжереи – для цветов, фруктов и овощей». К сожалению, до нашего времени усадебный парк сохранился лишь частично…
В настоящее время по границам парадного двора выстроена низкая металлическая ограда, кустарник, очерчивающий границы двора, вырублен. Хозяйственный комплекс полностью утрачен. Парк сильно зарос, и в нем утрачены некоторые деревья. Утрачена часть декоративных фасадов. Интерьеры были перепланированы.
С 1997 по 2009 годы на объекте велись ремонтно-реставрационные работы. Проект реставрации главного дома разработал архитектор С.Б. Куликов.
Брянчаниновы:
Шафранова О. Предки, современники, потомки: к истории рода святителя Игнатия Брянчанинова // Игнатий (Брянчанинов). Будущее России в руках Божественного Промысла: письма к Н.Н. Муравьеву-Карскому: к истории рода Брянчаниновых. М., 1988. URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/brenko/3_02.htm(дата обращения 17.06.2019)
Вологодские дворяне Брянчаниновы : историко-краеведческий сборник статей / сост. Н. Н. Фарутина; ред. Ю. В. Розанов. Вологда, 2000. URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/brenko/issue/index.htm (дата обращения 17.06.2019)
Усадебный комплекс:
Паспорт памятника истории и культуры РФ : Усадьба Брянчаниновых. Комплекс / сост. арх. П.В. Шармин, 1985 г. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация».
Паспорт памятника истории и культуры РФ : Усадьба Брянчаниновых. Главный дом / сост. арх. П.В. Шармин, 1985 г. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация».
Паспорт памятника истории и культуры РФ : Усадьба Брянчаниновых. Конюшня / сост. арх. П.В. Шармин, 1984 г. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация».
Паспорт памятника истории и культуры РФ : Усадьба Брянчаниновых. Покровская церковь / сост. арх. П.В. Шармин, 1984 г. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация».
«Покровское». Усадьба Брянчаниновых // Г. К. Лукомский. Вологда в ее старине. СПб., 1914. URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/brenko/3_38.htm (дата обращения 17.06.2019)
Покровское: Родовое имение Брянчаниновых. Вологда, 2007. URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/brenko/3_39.htm (дата обращения 17.06.2019)
Мир дворянской усадьбы // М. Короткова. Путешествие в историю русского быта. М., 2006. URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/world/16_0_02.htm(дата обращения 17.06.2019)
Усадьба Брянчаниновых: научно-проектная документация. URL: http://textarchive.ru/c-2973589-pall.html
Купреянова А.Н. Из семейных воспоминаний // Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям Святителя Игнатия Брянчанинова. Кириллов, 2007. URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/brenko/3_25.htm
Москва – Вологодчина: времен связующая нить / гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда: Древности Севера, 2009. 312 с.
Электронные ресурсы:
Усадьба Брянчаниновых Покровское, Вологда : [группа в контакте]. URL: https://vk.com/usadba_bryanchaninovyh
Усадьба Брянчаниновых // Открой для себя Вологодскую область [сайт]. URL: https://vologdatourinfo.ru/objects/usadba-brancaninovyh
Усадьба Брянчаниновых // АУК ВО «Вологдареставрация» [сайт]. URL: http://vologdarestoration.ru/usadba/
Усадьба Брянчаниновых [сайт] // cultinfo.ru. Культура в Вологодской области [сайт]. URL: http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/manor-brianchaninov/
Брянчаниновы и их усадьба // Вологодская областная научная универсальная библиотека [сайт]. URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/3.htm
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru