Датировка: конец XVIII в.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану:
Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» https://okn-mk.mkrf.ru/maps/show/id/374210
Номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: 351410117990006 https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Советский пр., 89
Краткое описание. Кирпичный двухэтажный дом построен в конце XVIII века, но после пожара 1901 года его второй этаж был полностью перестроен. В результате первый этаж несет в оформлении стилистические особенности раннего классицизма, а второй выполнен в духе эклектики.
Состояние: хорошее
Современное использование: Отдел традиционной народной культуры «Лад» Муниципального бюджетного учреждения культуры «Великоустюгский культурно-досуговый центр».
Дом был построен в конце XVIII века, о чем свидетельствует характер кирпичной кладки, стилистические признаки и то, что помещения были перекрыты сводами. По сведениям, собранным краеведом Николаем Михайловичем Кудриным, первое упоминание об этом доме относится к 1871 году. В документах того времени он значился как каменных двухэтажный дом с мезонином, принадлежащий купцу Андрею Смолину. «Относительно автора проекта, – пишет Николай Михайлович, – можно предположить, что им мог быть архитектор Авринский. Фотография дома, сделанная в 1894 году, подтверждает наличие мезонина. На снимке, сделанном десять лет спустя, мезонина уже нет. Из документов выясняется и причина такого изменения: во время большого пожара в городе 1 октября 1901 года дом обгорел, и при восстановительном ремонте, сопровождавшемся перекладкой части стен, мезонин не стали восстанавливать. Первый этаж занимал небольшой магазин, а остальные помещения приспособили для склада товаров и комнат прислуги. Второй этаж целиком предназначался для жилья. В таком виде дом принадлежал братьям Андрею и Николаю Смолиным до национализации здания в ноябре 1918 года. С июня 1919 года на втором этаже помещался Северо-Двинский губернский пожарно-страховой отдел, а в июне 1923 года здание полностью передали Музею северодвинской культуры». Первым директором музея (ныне Великоустюгский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) был Евлампий Арсеньевич Бурцев, после смерти которого с ноября 1924 года до 1938 года этот пост занимал художник Николай Георгиевич (Егорович) Бекряшев (1874–1939). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекряшев,_Николай_Георгиевич). В 1923 году Н.Г. Бекряшев учредил краеведческое общество Северной Двины, благодаря деятельности которого в Великом Устюге удалось спасти от разрушения многие памятники истории и культуры. В середине 30-х годов писатель С.Н. Марков так вспоминал о музее и его директоре: «И до приезда в Устюг Великий я много слышал о художнике Бекряшеве, неустанном собирателе и подвижнике. Его я застал в музее, созданном руками самого Бекряшева. Северодвинский музей – явление замечательное... Музей огромен и богат, а работников раз-два и обчелся... Бекряшев в маленьком сухонском городе совершил подвиг, создав замечательный музей. Музей – детище Бекряшева – известен за пределам Северного края и даже за рубеж ом. Это Бекряшев организовал здесь первую художественную выставку, перевез картины Борисова, выучил десятки молодых художников... Бекряшев исходил весь город, все его тайники, чердаки, подвалы, закоулки, холодные залы церквей. Он искал сокровищ а и находил их. Бекряшеву мы обязаны тем, что вот сейчас мы можем видеть и осязать прекрасные творения старых мастеров». 20 февраля 1938 года Н.Г.Бекряшева арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорили к трём годам лишения свободы. Он скончался 6 апреля 1939 года в трудовом лагере. В 2000 году Н.Г.Бекряшева посмертно удостоили звания Почётного гражданина Великого Устюга. Музей находился в этом здании до июля 1929 года (здесь же жил Н.Г. Бекряшев со своей семьёй).
В 1929 году здание передали городской телефонной станции. При приспособлении здания под автоматическую станции в 1970-х годах к нему со двора сделана большая двухэтажная пристройка. Разместившаяся в здании Великоустюгская АТС начала действовать в 1978 году. Здесь же находилась редакция радиовещания, позднее – филиал ПАО «Ростелеком». В настоящее время здесь размещается отдел традиционной народной культуры «Лад» Муниципального бюджетного учреждения культуры «Великоустюгский культурно-досуговый центр».
Двухэтажный кирпичный дом стоит на красной линии современного Советского проспекта, выходит на него главным юго-западным фасадом. Старый прямоугольный объем дома вытянут вдоль улицы. Первоначально фасады имели симметричную композицию. К настоящему времени после расширения на обоих боковых фасадах по одному оконному проему и превращению их в дверные симметрия в оформлении этих фасадов утрачена. Первоначально с дворового северо-восточного фасада имелась одноэтажная пристройка-тамбур, через которую проходили в дом. Над пристройкой была устроена крытая терраса. В 1970-е годы вместо тамбура с северо-восточной стороны к зданию была сделана большая двухэтажная кирпичная пристройка.
Сохранившийся с конца XVIII века первый этаж дома сложен из кирпича размером 29,5–30 х 14–15 х 6,5–7 см с использованием верстовой системы кладки. Скромный декор фасадов первого этажа выполнен в стиле раннего классицизма. Прямоугольные окна первого этажа обрамлены характерными для этого стиля рамочными наличниками с мелко профилированными сандриками-полочками, над которыми помещены прямоугольные филенки. Аналогичные филёнки оформляют на фасадах плоскость стен между этажами по каждой оси.
Заново построенный в начале XX века второй этаж выполнен в формах эклектики. На главном юго-западном фасаде имеется семь оконных проёмов, которые по высоте на треть больше оконных проёмов первого этажа. Средняя часть семиосевого главного фасада на уровне второго этажа выделена тремя высокими арочными окнами, фланкированными изящными полуколонками и завершённые архивольтами с сухариками. Центральная ось подчеркнута небольшим аттиком, украшенным прямоугольной филёнкой и профилированным венчающим карнизом с сухариками. Боковые оси главного фасада (по две с каждой стороны) в ходе перестройке начала XX века были завершены треугольными аттиками, увенчанными профилированными карнизами с сухариками (в ходе перестройки 1970-х годов аттики превращены во фронтоны). Окна второго этажа с лучковыми перемычками обрамлены упрощенными стилизованными под барочные формы наличниками. Эти рамочные наличники оформлены трёхчастными замковыми камнями, лучковыми сандриками и фигурными фартуками.
Боковые фасады пятиосевые. Оконные проемы оформлены аналогично окнам главного фасада (окна первого этажа прямоугольные, второго – с лучковым завершением).
Венчающий профилированный карниз дома декорирован сухариками. Крыша первоначально была вальмовая с двумя небольшими слуховыми окнами с юго-восточной и северо-западной сторон, над коньком возвышались две кирпичные дымовые трубы.
Внутренняя планировка сходна на обоих этажах: из квадратной в плане прихожей с лестницей, ведущей на второй этаж, с четырёх сторон устроены проходы в основные помещения и в пристройку. На втором этаже сохранилась белая кафельная печь. Размеры кафеля: 43 х 23,5 см. Потолок на втором этаже оформлен тянутыми карнизами, потолок в главном зале украшен розеткой.
Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Великого Устюга был разработан в 1985 году в ЦНИИ градостроительства (авторы: Т.Ю. Соколова, С.А. Шаров, А.И. Шутова, Г.П. Германова и другие). Утверждён Вологодским облисполкомом в феврале 1986 года, № 426.
Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 3 июля 2019 года № 6-O/01-07. http://docs.cntd.ru/document/561422443
После пожара 1901 года был заново возведён второй этаж. До пожара дом был с мезонином, но при перестройке мезонин не был восстановлен. В 1929 году при приспособлении под городскую телефонную станцию здание подверглось перепланировке, на крыше размещены металлические конструкции для крепления телефонных проводов. В 1970-х годах при переустройстве здания для размещения автоматической телефонной станции с дворового (северо-восточного) фасада сделана двухэтажная кирпичная пристройка больших размеров, по оформлению стен упрощенно повторяющая старую часть, а находившийся здесь тамбур с террасой над ним разобран. Здание снова перепланировалось. Первоначально вход располагался с северо-восточного фасада, теперь на обоих этажах с этой стороны находятся проходы в пристройку. На боковых фасадах (юго-восточном и северо-западном) за счет переделки на каждом из них одного оконного проема в дверной устроены новые входы в здание. В здании сделана новая лестница. В процессе перестроек были разобраны своды перекрытия первого этажа, заложено несколько проёмов. Крыша здания (первоначально вальмовая) полностью перестроена. Утрачены небольшие слуховые окна, прежде расположенные на крыше с северной и южной стороны, демонтированы дымовые трубы, сделано слуховое окно на коньке кровли со стороны главного фасада. Треугольные аттики на главном фасаде покрыты кровлей и превращены во фронтоны.
Составитель – М.В. Васильева
Бекряшев С. Бекряшева Н. Взгляд сквозь годы // Советская мысль. Великий Устюг, 1989. 10 января.
Кудрин Н. Запечатленная память: записки краеведа. Архангельск, 1986. С. 40–45. https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/zappamyat/text.pdf
Дом Смолиных, конец XVIII века, 1901 год. Вологодская обл., г. Великий Устюг, Советский проспект, 89 / сост. вед. искусствовед Г.К.Смирнова, апрель 1990 года // Архив АУК ВО «Вологдареставрация».
Музей северодвинской культуры: страницы истории // Великоустюгский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: [сайт]. URL: https://ustyug-museum.ru/history/muzsk.html#4t
Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 3 июля 2019 года № 6-О/01-07 «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории города Великий Устюг» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561422443
Рыбаков А. Подвиг художника // Русский Север. Вологда, 1991. 4 апреля.
Информация о партнёре: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Великоустюгский культурно-досуговый центр»
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru