Главный дом городской усадьбы дворян Верещагиных, где прошли детские годы двух известных представителей этой фамилии – братьев: художника-баталиста Василия Васильевича и основоположника русского молочного дела Николая Васильевича.
14 (26) октября 1842 г. в Череповце в доме, стоявшем на перекрестке улиц Сергиевской и Благовещенской, родился знаменитый русский художник, литератор и путешественник Василий Васильевич Верещагин (1842–1904). Этот дом был частью городской усадьбы семьи Верещагиных. Отец художника, Василий Васильевич (1806–1879), выйдя в отставку в чине коллежского асессора, поселился в провинции и был избран предводителем дворянства. Особое влияние на мальчика оказали его мать, Анна Николаевна (1819–1881), которая прививала сыну уважение к европейской культуре, и няня Анна Ларионовна Потайкина, приобщившая его к народной культуре. Сам художник так описывал момент своего рождения: «Отец мой три трехлетия сряду был выбираем уездным предводителем дворянства и на его, также на мамашины именины и рожденье съезжался весь уезд, т.е. все дворянство. 14-го октября 1842 года, в день папашина рождения, вечером, когда во всех гостиных комнатах играли в карты, я явился на свет, – подали шипучки и поздравили предводителя и предводительшу с Василием Васильевичем № 2. Это достопамятное для меня событие случилось в городе Череповце…». В этом городе Василий Васильевич и его старший брат Николай Васильевич (1839–1907) - основоположник русского молочного дела и организатор школы молочного хозяйства - провели первые годы своей жизни. Позже семья переехала в своё имение, в деревню Пертовку Череповецкого уезда (в конце 1930-х гг. деревня затоплена водами Рыбинского водохранилища). Дом, в котором жила семья в Пертовке, был разобран и вывезен в Череповец, но не сохранился.
В 1850–1853 гг. В.В. Верещагин воспитывался в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, а в 1853–1860 гг. – в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Свободное от учёбы время он отдавал рисованию, а в 1858 г. начал посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников. После окончания учёбы В. Верещагин был произведен в офицеры, но вскоре вышел в отставку в чине прапорщика, и, несмотря на отказ отца в материальной поддержке, в 1860 г. поступил в Петербургскую академию художеств. В 1860–1866 гг. Верещагин учился не только в Петербурге, но и у известных художников того времени в Мюнхене и Париже.
В поисках впечатлений и сюжетов для картин Верещагин много путешествовал по России, странам Европы, Азии, Америки.
В 1867 г. Верещагин принял приглашение туркестанского генерал-губернатора генерала К.П. Кауфмана «состоять при нём художником» и направился в Самарканд, только что взятый русскими войсками. За участие в военных действиях в Туркестане в 1868 г. Верещагин был награжден орденом Св. Георгия 4 степени. Во время двух поездок в Азию в 1867–1868 и 1869–1870 гг. художник делал наброски и рисунки, которые позже вошли в состав «Туркестанской» серии картин, созданной им в 1871–1874 гг. К этой серии относятся такие картины, как «Окружили», «Напали врасплох», «Апофеоз войны», «Смертельно раненый», «Двери Тамерлана», принесшие Верещагину широкую известность в России и Европе. Верещагин в этих работах отверг парадную условность канонов академической батальной живописи и обличал войну как мировое зло.
Весной 1874 г. в Петербурге состоялась выставка Верещагина, с которой ознакомился и выразил своё неудовольствие император Александр II, после чего художника обвинили в отсутствии патриотизма и сочувствии к врагу. Несмотря на это, Императорская академия художеств присвоила Верещагину звание профессора, от которого он отказался.
Следующие два года Верещагин провёл в Индии, где создал «Индийскую» серию, в которую входят такие известные картины как «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Моти Масджид (″Жемчужная мечеть″) в Агре», «Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре».
Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Верещагин был в действующей армии, участвовал в нескольких сражениях, после чего появился «Балканский» цикл полотен, включивший картины «Побеждённые. Панихида», «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» и др.
В 1887–1900 гг. Верещагиным была создана серия из 20 картин, посвящённых Отечественной войне 1812 года. Он писал, что стремился «показать великий национальный дух русского народа» и «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесён». Ряд картин этой серии стал хрестоматийным: «Не замай – дай подойти!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «На большой дороге. Отступление, бегство», «Зарево Замоскворечья», «Поджигатели. Расстрел в Кремле», «Конец Бородинского боя».
В 1894 г. художник с семьёй (второй женой Лидией Васильевной и детьми) совершил путешествие по Северу России, где его путь пролегал по Пинеге, Северной Двине и Белому морю к Соловкам. К этому времени относится создание таких картин, как «Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге», «Резной столб в трапезной Петропавловской церкви в селе Пучуги Вологодской губернии», «Икона Святого Николы с верховьев реки Пинеги» и др.
В начале XX в. Верещагин вновь покинул Россию: в 1901 г. он посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию.
Когда началась Русско-японская война, художник направился на Дальний Восток в действующую армию. В.В. Верещагин погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С.О. Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Одна из последних работ В.В.Верещагина «Вход в храм в Киото», написанная в 1903 г., хранится в Череповецком музейном объединении.
Николай Васильевич Верещагин родился в 1839 г. в родовом имении Пертовке. Детские годы провёл в Череповце. Затем, как и младший брат, окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1861 г. вышел в отставку. Во время поездки за границу Н.В. Верещагин познакомился с организацией молочного дела в Европе и после возвращения на родину стал инициатором создания крестьянских молочных и сыроваренных артелей. Первую артельную сыроварню он открыл в 1866 г. в селе Отроковичи Тверской губернии.
В начале 1871 г. в селе Едимонове Тверской губернии Н.В. Верещагин создал первую школу молочного хозяйства, которая просуществовала до 1894 г. За этот период здесь было подготовлено более 700 мастеров. Среди учителей Едимоновской школы были супруги голштинцы Франц и Ида Буман, которым Верещагин помог организовать собственное дело под Вологдой. На базе их образцового хозяйства в 1911 г. был создан Молочный институт – первое подобное учреждение в России (ныне – Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина).
Заслугой Н.В. Верещагина также называют изобретение способа приготовления вологодского масла. Особый вкус этого масла достигается за счёт кипячения сливок, он схож со вкусом масла, изготавливавшегося в Нормандии. Верещагинское масло, появившееся в Петербурге под названием «Парижское», заинтересовало шведов, которые узнали рецепт и вскоре стали делать такое под названием «Петербургское». «Вологодским» масло стало называться с 31 августа 1939 года по приказу № 631 Народного комиссариата мясной и молочной промышленности СССР «О переименовании названия "Парижского" масла в "Вологодское"».
Кроме развития маслоделия Н.В. Верещагин занимался популяризацией этой отрасли путём публикаций в основанном им «Вестнике русского сельского хозяйства» и через организацию сельскохозяйственных выставок. Последним его крупным делом стала подготовка русского отдела молочного хозяйства для Всемирной выставки, состоявшейся в Париже в 1900 г. Скончался Николай Васильевич в Москве в марте 1907 г.
В «Материалах Свода памятников истории и культуры РСФСР. Вологодская область» указывается, что усадебный дом Верещагиных в Череповце был построен в 1830-е гг. Однако есть сведения, что в 1890г. он был куплен купцом К.О. Ивановым, который кардинально перестроил приобретённое здание. После революции дом был национализирован и в нём были устроены коммунальные квартиры.
В 1954 г. на здании была установлена мраморная мемориальная доска с текстом: «Здесь родился 14 (26) X 1842 художник Василий Васильевич Верещагин».
30 июня 1984 г. здесь был открыт Дом-музей Верещагиных. К этому времени, основываясь на воспоминаниях художника в его автобиографической книге «Детство и отрочество», были восстановлены интерьеры двух мемориальных комнат (кабинета отца и комнаты матери). Сюда были перенесены экспонаты, которые поступили в художественный отдел городского музея в 1927 году, куда племянником художника В.Н.Верещагиным были переданы в дар несколько литографий и фотографий картин, а также картины из бывшего имения Пертовка. В 1992 г. к 150-летию художника в мемориальный комплекс, кроме самого дома Верещагиных, вошли ещё три здания и прилегающая территория, на которой расположены хозяйственные постройки (каретный сарай, баня и беседка) и разбит сад с декоративными и плодовыми деревьями и кустарниками. Современная экспозиция музея посвящена жизни и творчеству художника, его семье. Здесь представлены подлинные работы художника, репродукции его известных картин, находящихся в собрании музеев мира, фотографии и документы.