Датировка: 1768–1772; 1788 гг.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Тотьма, ул. Герцена, 4.
Краткое описание. Здание церкви – важное звено в панораме города с реки – представляет собой типичную постройку в стиле тотемского барокко с богато декорированными фасадами с применением лекального кирпича. Оригинальна сдвоенная апсида нижней церкви. Уникально для Тотьмы использование поребрика в карнизе четверика храма.
Состояние: хорошее.
Современное использование: действующий храм Русской Православной Церкви.
Троицкая церковь расположена неподалеку от впадения в Сухону Песьей Деньги, в нижнем конце Зеленской слободы. Она существовала уже во второй половине XVI века – в приписках к завещанию преп. Феодосия (1568 г.) в числе священников, которым был заказан сорокоуст, упомянут и священник этого храма Прокопий.
Заказчиками церкви выступили прихожане Троицкого прихода города. В уникальном документе подобного рода по тотемским храмам ХVIII века – контракте на строительство Троицкой церкви упоминается имя ее зодчего – Фёдора Иванова, сына Титова, крестьянина Сольвычегодского уезда, а также барочные узоры на ее стенах: «…а клейма зделать как наилутче возможно», что косвенно подтверждает привнесение именно сольвычегодскими мастерами в Тотемский уезд «моды» на картуши.
Статский советник, кандидат богословия, член-сотрудник Императорского Русского археологического общества и преподаватель Тотемского духовного училища Дмитрий Александрович Григоров в своей работе «Тотьма и ее окрестности» указывает, что, согласно церковной летописи, деревянная Троицкая церковь постройки 1646 года была разобрана в 1768 году. На ее месте заложили каменный одноэтажный храм, в котором было устроено два придела: в честь Благовещения и Казанской Божией Матери (теперь – это нижний теплый этаж).
Освятили его в 1772 году. Затем по новому плану церковь стала двухэтажной в одной связи с колокольней, получила пятиглавое завершение. Строительство финансировал тотемский купец-мореход, участник промысловых экспедиций на Алеутские острова Степан Яковлевич Черепанов, а завершали – брат Степана Яковлевича – Василий с супругой последнего Матроной Ивановной. Возможно, первоначально на второй двусветный этаж прихожане поднимались по наружной лестнице – на южной стене паперти верхней церкви сохранились фрагменты портала.
Пятиярусный иконостас и престол по имя Пресвятой Троицы, освященный в 1788 году, устроили в верхнем холодном этаже церкви, после чего ее внутреннее убранство не раз подновлялось и переделывалось: стены и живопись на них были исправлены в 1859, 1871, 1897, 1906 и 1911 годах, иконостасы – в 1820, 1876, 1904 и 1908 годах, иконы – в 1858, 1890 и 1897 годах.
Снаружи же церковь значительным переделкам не подвергалась. Таким образом, возведенное в период расцвета местной школы церковного барокко здание было удачно выдержано в одном стиле.
Дмитрий Александрович отмечает, что среди наиболее древних икон церкви особенно выделялись иконы Животворящей Троицы, Казанской Божией Матери с изображением восемнадцати чудес, украшенные ценными серебряными ризами, и Николая Чудотворца. Последний образ писал и пожертвовал в 1738 году посадский человек и изограф (иконописец) Федор Иванов Никоновский. Кроме того, в алтаре храма находилось Евангелие 1789 года, обложенное кованым серебром и с лицевой стороны украшенное драгоценными камнями.
Из «Летописи города Тотьмы градской Троицкой церкви, что на Зелене» 1868 года известно о существовании в деревне Задней приписной к Троицкой церкви каменной часовни, которая до настоящего времени не сохранилась.
Спичечный цех артели «Красный бондарь» и ремонтные мастерские занимали храм в советские годы. Только в 1988 году церковь была передана православной общине. Восстановлением храма занимались однофамильцы строителя церкви братья Титовы – священник Георгий и реставратор Леонид, благодаря которым она стала первым возвращенным к духовной жизни храмом. В настоящее время в церкви проводятся службы.
Каменное здание вытянуто с востока на запад и состоит из храма с апсидой и примыкающих к нему с запада последовательно более узких трапезной и паперти. Колокольня не сохранилась. Сам храм двухуровневый трёхчастный, с двусветным четвериком, возвышающимся над средней частью на целый ярус и увенчанным пятью двухъярусными главами.
Пятигранная апсида верхней церкви опирается на двучастную апсиду первого этажа, а стены более узкой паперти второго этажа – на арки паперти первого. Обрамленный порталом из лекального кирпича проем расположен по оси храма на западной стене паперти и ведет в нижнюю церковь. На этой же оси устроен проем, выходящий далее в трапезную, которая перекрыта коробовым сводом с западным лотком, над всеми оконными проемами устроены распалубки. Храм завершен световым восьмериком на сомкнутом своде. Угловые восьмерики и все барабаны глав глухие.
Дверные полотна современные, деревянные. Стены и своды обоих этажей оштукатурены известковой штукатуркой, своды верхнего храма сохранили масляную живопись конца XIX века. Снаружи окна обрамлены наличниками и украшены сандриками из лекального кирпича. На уровне межэтажного перекрытия по храму и трапезной протянут валик, по апсиде и паперти проходит городчатый карниз. Под всеми окнами верхней церкви расположены картуши из лекального кирпича.
Верхние окна храма завершены сандриками. Сандрики окон апсиды, трапезной и паперти верхней церкви аналогичны по рисунку сандрикам нижней церкви, но значительно суше. Четверик храма увенчан карнизом с включением поребрика. Завершающие восьмерики декорированы филенками, пилястрами на ребрах и завершены многообломными карнизами из лекального кирпича. Металлическая кровля церкви покраску не сохранила. Трапезная сейчас покрыта шифером.
Утрачены завершающие главы, разобраны своды перекрытия алтарной апсиды. Разобрана колокольня над папертью, в связи с чем заложена ведущая на нее лестница в толще северной стены. Большие утраты кирпичного декора на фасадах. Заложена верхняя часть западного портала первого этажа. Проработано окно на южном фасаде паперти.
Григоров Д.А. Тотьма и её окрестности // Тотьма: историко-литературный альманах / Администрация Тотем. р-на Вологод. обл. и др.; [редкол.: гл. ред. А. В. Камкин и др.]. – Вологда: Русь, 1995. – Вып. 1.
По следам тотемского барокко : альбом-путеводитель / Александр Кузнецов, Алексей Новосёлов ; МБУК «Тотем. муз. об-ние». – Вологда : Древности Севера, 2016. – 127 с. : ил.
Тотьма. Храмы [Электронный ресурс] // По городам и странам: интеллектуальный путеводитель для интеллигентных людей. URL: http://kraeved1147.ru/totma-hramyi/ (дата обращения: 26.09.17).
Троицкая церковь: паспорт памятника истории и культуры СССР (недвижимые).
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru