Богородская церковь
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1750-е гг.
Вид: достопримечательное место.
Статус: утраченный объект.
Местонахождение: Россия, Вологодская обл., г. Тотьма, городское кладбище.
Престолы: в честь Владимирской иконы Божией Матери (главный), в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Краткое описание.
В годы строительства Богородской церкви здесь, в тотемском Заречье напротив устья речки Песьей Деньги, существовал Богородицкий женский монастырь. После его упразднения церковь стала приходской кладбищенской. С 1816 г. она была приписана к Богоявленскому собору. Церковное здание не раз перестраивалось, в нём соседствовали черты стилей барокко, ампира и провинциального классицизма. В 1920-е гг. храм прекратил существование и был разобран на кирпич. Перед уничтожением его успел запечатлеть на полотне «Владимирское кладбище» художник Ф.М.Вахрушов.
Состояние: утрачена.
Современное использование: на месте церкви находится пустырь.
ИСТОРИЯ
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая в начале XX в. стояла на городском кладбище в Тотьме, была построена в 1750-е гг. на месте, где в XVII в. находился мужской Богородский монастырь. Об этом монастыре есть сведения в переписной книге 1646 г.: «Да на Тотме за Сухоною рекою против речки Песьей Деньги новая пустыня, а в ней церковь Сретения Пречистые Богородицы иконы Владимирские. Церковь другая Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца». В писцовых книгах 1676–1679 гг. сказано: «Пустыня новая на реке на Сухоне, на дикой стороне, против посаду и Песьей Деньгой. В пустыне церковь Пречистые Богородицы Владимирские древяная, клецки, верх шатровой. В церкви образов местных: образ Пречистые Богородицы Владимирские с чудесами, в киоте на золоте... Другая церковь великих святителей Петра и Алексея и Ионы да в пределе Изосимы и Саватия соловецких чюдотворцев, древяная, клецки, теплая, с трапезою. В церкви образов местных... Колокольня на столбах. На колокольне 6 колоколов медных. На монастыре три кельи да хлебня, а в них живут черной поп Ефросин да два брата иноков. За монастырем двор скотей, а в нем живут работные люди».
Мужской Богородский монастырь существовал до 1681 г. Позднее он был преобразован в женский Богородицкий монастырь. В писцовых книгах 1687–1688 гг. записано: «Пустыня новая на реке, на Сухоне, на дикой стороне, против посаду и речки Песьи Деньги. В пустыне церковь Пресвятой Богородицы Владимирские, древяна, верх шатровой. Другая церковь триех святителей: Петра и Алексея, Ионы и Филиппа Московских чудотворцев, построена вновь, теплая с трапезою. Колокольня над вороты рубленная. На колокольне 6 колоколов. На монастыре три кельи да хлебная, а в них живут игуменья Ульянея с сестрами – 15 сестер. А что жили преж сего старцы, и они переведены в Суморин монастырь в 1681 году».
В 1768 г. монастырь был упразднен. Игуменья Мария и 16 монахинь были переведены во вновь преобразованный Устюжский Иоанна Предтеченский женский монастырь.
После закрытия монастыря Богородская церковь была обращена сначала в приходскую, а затем – в городскую кладбищенскую с самостоятельным причтом. С 1816 г. Богородская церковь была приписана Богоявленскому собору и с того времени не имела отдельного причта. Придел церкови Рождества Пресвятой Богородицы первоначально был освящен в честь Московских святителей, а в 1854 г. после ремонта он был переосвящён в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
В 20-е годы XX в. Богородская церковь была закрыта и разрушена.
ОПИСАНИЕ
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находилась напротив Зеленской Слободы, на правом берегу реки Сухоны, на территории городского Владимирскогокладбища.
Церковь была каменная, одноэтажная, в одной связи с колокольней, с двумя приделами. Краевед Д.А.Григоров в начале XX в. даёт этому храму такую общую характеристику: «Здание церкви сильно пострадало от перестроек, но до сих пор в своих главных частях сохранило архитектуру последних переживаний русского стиля. Главный двухъярусный четверик храма, к которому с востока примыкает пятистенная алтарная апсида, увенчан пятью небольшими главками, из которых средняя двухъярусная. Четверик довольно высоко поднимается над низким продолговатым корпусом трапезы, соединяющим храм с колокольней, уже перестроенной в позднейшее время в ампирном стиле. Теплый придел во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" пристроен с южной стороны главного храма и с севера, со стороны реки Сухоны, незаметен, а потому не портит фасада храма. Вся церковь, кроме окрашенных в белый цвет рельефных частей, выкрашена желтой краской приятного тона и красиво выделяется на высоком берегу среди окружающей ее зелени. Уединенное положение церкви вдали от всяких построек и вблизи леса, при первом взгляде на нее издали, невольно вызывает предположение, что это монастырь или пустынька».
Д.А.Григоров достаточно подробно описал декор здания, о котором по немногим сохранившимся снимкам сегодня судить трудно, поэтому предоставим слово ему: «Архитектура существующего храма, если отбросить все позднейшие поправки, говорит о том, что здание первоначально было построено в русском стиле, может быть, с примесью барокко. С северной стороны большая часть прямоугольных окон трапезы и храма украшена кокошниками со стрелкой, одно окно без него и одно окно, крайнее к алтарю, украшено фронтоном в стиле барокко, как и все окна второго яруса. Эти фронтоны, составленные как бы из переломленного карниза, сходны с фронтонами окон городских церквей Предтеченской и Воскресенской и, по-видимому, особенно в нижнем ярусе, сделаны при Богородской церкви в позднейшее время. Вход с северной стороны в холодную церковь устроен вместо бывшего окна, так как часть кокошника, украшавшего окно, уцелела и виднеется над крышею крыльца. Окна алтаря почти квадратные и украшены только наличниками. Окна в приделе, кроме алтарного, все украшены кокошниками.
Крыльцо-паперть с запада пристроено вновь, на что указывает верхняя часть наличника входной арки, которая срублена и находится под крышей паперти. Главки, увенчивающие четверик храма, построены вновь, что заметно по старым каменным барабанам, украшенным по бокам колонками, и по деревянной надстройке у средней главы. У основания барабанов сохранились еще полукруглые закомары. Вероятно, в прежнее время, до переделок, храм был увенчан обычным пятиглавием. Стены храма украшены пилястрами. Колокольня состоит из двух четвериков. Основной четверик по углам с рустиками. Углы второго четверика, в котором помещается звон, округлены, и благодаря сильно выступающим наличникам окон верхний ярус колокольни издали кажется восьмиугольным. Колокольня увенчана шпилем».
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
Богородская церковь была разрушена в 1920-е гг.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ
В 2014 году на средства партнера проекта – Тотемского музейного объединения – около того места, где находилась церковь, был установлен информационный стенд c QR-кодом.