Церковь Успения с колокольней
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1800–1808 гг.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Решение исполкома Вологодского областного совета народных депутатов № 180 от 16.03.1979 г. Указ Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Тотьма.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы.
Краткое описание.
Успенский храм построен в одной связи с колокольней, высота которой – 52 метра. Парадная величавость колокольни особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. Нижний этаж колокольни украшен характерными для тотемского барокко клеймами-картушами. С колокольни открывается великолепный обзор Тотьмы, долины реки Сухоны и ближайших окрестностей города. Успенский храм – важнейший объект музейного показа в г. Тотьме.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: Музей церковной старины МБУК «Тотемское музейное объединение».
ИСТОРИЯ
Первоначально на месте существующих каменных церквей Успенского прихода было подворье Спасо-Прилуцкого монастыря с деревянным храмом преподобного Димитрия Прилуцкого, от которого протекающий рядом Крутой ручей стал называться Дмитриевским. В дозорной книге города Тотьмы 1620 г. у Дмитриевского ручья уже значатся «храм холодный Воскресения Христова клетцки, да другой храм теплый Дмитрия Прилуцкого чудотворца». В 1749–1755 гг. была построена каменная одноэтажная Успенская церковь с приделами во имя Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, и Николая Чудотворца. По «непрочности строения» церковь в 1800 г. была разобрана, вместо нее предполагалось согласно указу от 1792 г. построить каменную двухэтажную: внизу – во имя Успения Пресвятой Богородицы, а вверху – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Но проект не был реализован полностью. Построена была лишь одноэтажная Успенская церковь в одной связи с колокольней, а вместо верхнего этажа возвели деревянное завершение, перекрытое сферическим куполом и увенчанное шарообразной главкой. К началу ХХ в. в церкви находился выкрашенный белой краской иконостас, построенный в классическом стиле в середине XIX в.
После закрытия при советской власти большинства тотемских церквей Успенский храм до 1937 г. оставался единственным действующим. После закрытия храма в здании разместился цех по изготовлению макаронных изделий и патоки, а с 1962 г. – кондитерский цех. В примыкающей к колокольне северной палатке с 1960-х гг. по 1973 г. находился магазин по продаже керосина, гвоздей и рабочего инвентаря. В восточной части здания размещалось еще одно предприятие – фильмопроверочная Тотемского кинопроката. В конце 1970-х гг. была проведена работа по изучению состояния историко-архитектурного наследия города. Решением Вологодского облисполкома «О мерах по улучшению охраны и использования памятников истории и культуры города Тотьмы» было учтено и взято на государственную охрану 37 памятников, представляющих историко-культурную ценность, в их числе и Успенская церковь. С 1995 г., после проведения реставрационных работ, в здании Успенского храма открылась экспозиция Музея церковной старины Тотемского музейного объединения.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Успенская церковь находится на высоком левом берегу реки Сухоны, благодаря увенчанной шпилем многоярусной колокольне она доминирует над окружающей застройкой. В сравнении с колокольней одноэтажный Успенский храм выглядит приземистым.
Основной прямоугольный объем храма перекрыт сомкнутым сводом с четырьмя большими распалубками над арками, ведущими на окружающую четверик галерею. С востока к галерее примыкает прямоугольный алтарь, с запада – трапезная. Решение фасада церкви традиционно для классицизма: декор представлен крупным рустом, неглубокими нишами и замковыми камнями над прямоугольными окнами без наличников. Центральная часть церкви, выделенная гладким ризалитом и завершенная фронтоном, имеет три окна с полукруглыми архивольтами над ними. Над сводом храма расположен декоративный прямоугольный объем, увенчанный деревянным куполом с шарообразной главой и восьмиконечным крестом.
Колокольня представляет собой ярусную постройку, нижний ярус которой сооружен в стиле барокко, а верхние – в стиле классицизма. На высоком, с тремя ярусами окон четверике, поставлен ряд убывающих восьмериков, увенчанный высоким шпилем на небольшом деревянном восьмерике. Наружные стены первого яруса колокольни украшены барочными нишами с наличниками и фигурными картушами из лекального кирпича. На углах этого яруса колокольни – двойные пилястры. Второй ярус четверика колокольни освещаются пятью большими прямоугольными окнами (шестое – ложное). Третий ярус четверика прорезан восьмью прямоугольными окнами, простенки между которыми заняты в интерьере нишами, обозначенными на фасаде ложными окнами. Четверик колокольни завершается треугольными фронтонами с круглыми окнами. Карнизы четверика и фронтонов выполнены из лекального кирпича. Деревянные перекрытия на ярусах колокольни соединяются лестницами.
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
В 1979 г. был составлен эскизный проект реставрации церкви Успения. Автор проекта – О.А.Шаховская, архитектурный надзор осуществил архитектор И.Б.Медведев. Тотемским реставрационным участком в 1979–1990 гг. выполнен огромный объем работ: разборка поздних закладок проемов и перегородок, восстановление первоначального облика оконных и дверных проемов, восстановление завершения колокольни и утраченного декора, ремонт кровли и завершения храма. В 1993–1995 гг. велись работы по созданию Музея церковной старины. В 2006 г. проводились ремонтные работы. В 2010–2011 гг. ООО «Наследие» (г. Вологда) выполнило архитектурную реставрацию здания: был выпрямлен шпиль колокольни, покрашена кровля, произведена окраска снаружи и внутри, а также укрепление окон.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ
В 2014 году на средства партнера проекта – Тотемского музейного объединения – на здании церкви была установлена информационная табличка c QR-кодом.