Церковь Воскресения
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1744–1749 гг.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия регионального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Тотьма, ул. Ворошилова, 2.
Престолы: Воскресения Христова (главный), праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Христа ради юродивых.
Краткое описание.
У впадения Крутого ручья в Сухону еще в XVII в. размещалось подворье вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря с деревянными храмами. В середине XVIII в. на месте деревянной церкви Воскресения Христова возведён холодный каменный храм в стиле московского барокко. Это одно из первых каменных культовых сооружений в Тотьме. Храм относился к одному приходу с построенной позже тёплой церковью Успения. Он принадлежит к распространенному типу храмов – восьмерик на четверике. Архитектурное решение Воскресенской церкви характерно для ранних культовых памятников Тотьмы. В ансамбле с Успенской церковью она является важной составляющей городской панорамы со стороны реки. В Воскресенской церкви находилась сень над мощами юродивого Андрея Тотемского. В ХХ в. храм был лишен завершения. Сейчас здесь располагается музейно-выставочный центр «На Большой Садовой» с краеведческой гостиной Тотемского музейного объединения.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование:
используется МБУК «Тотемское музейное объединение», здесь находится музейно-выставочный центр «На Большой Садовой».
ИСТОРИЯ
Первоначально на месте существующих ныне храмов Успенского прихода была построена деревянная церковь во имя вологодского чудотворца преподобного Дмитрия Прилуцкого. От имени этой церкви, как пишет Д.А.Григоров, протекающей возле нее Крутой ручей, впадающий в Сухону, получил название Дмитриевского. В дозорной книге г. Тотьмы 1620 г. у Дмитриевского ручья значится «храм холодный Воскресения Христова, клетцки, да другой храм теплой Дмитрея Прилуцково чудотворца». В то время приход уже числился Воскресенским, позднее он был переименован в Успенский.
Воскресенский храм связан с именем местночтимого святого Андрея, Христа ради юродивого, выходца с берегов реки Толшмы. В житии святого сказано, что хижина праведника стояла на крутом берегу Сухоны, близ деревянной церкви Воскресения. В 1673 г. праведный Андрей был погребен под деревянной колокольней Воскресенского храма. В 1707 г. на месте деревянной колокольни над погребением святого праведника Андрея Тотемского чудотворца была построена деревянная церковь с двумя приделами: внизу – во имя Андрея Стратилата, а вверху – во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. Подробнее об Андрее Тотемском см.: URL:
http://vsetsaritsa.ru/ortidox_saints/blessed/Svyatoy_blazhennyy_Andrey_Khrista_radi_yurodivyy.php (дата обращения: 05.11.2014); URL:
http://test.totma-region.ru/index.php?dn=article&id=199&to=art (дата обращения: 05.11.2014).
Во время городского пожара 1743 г. стоявшие здесь деревянные церкви сгорели. Первой в приходе после пожара в 1744–1749 гг. отстраивается Воскресенская холодная каменная церковь. Главный ее престол был освящен во имя Воскресения Христова. В 1800 г. в трапезной храма был устроен придел во имя праведных Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев.
После революции Воскресенская церковь была закрыта. В советское время в здании находилась районная библиотека, которой в 1979 г. было присвоено имя поэта Николая Рубцова. С именем поэта связан и небольшой скверик перед зданием: по одной из версий, это те самые «церковные берёзы», у которых будущий поэт прощался со своей первой любовью Татьяной Агафоновой, уезжая из Тотьмы, и которые он позже прославил в автобиографическом стихотворении.
В мае 2014 г. здесь открыт музейно-выставочный центр «На Большой Садовой». Это самый молодой музей Тотьмы. Музейно-выставочный центр призван стать основной интерактивной площадкой Тотемского музейного объединения с частой сменой выставок, встречами, презентациями, литературными и краеведческими гостиными. По существу, это тот самый «живой музей», о котором когда-то мечтал Павел Флоренский. Неслучайно в одном из помещений центра открыт «музей в музее» – интерактивный центр народной культуры «Морошка». Многие предметы здесь можно трогать и даже использовать по назначению. На площадке центра можно не только в увлекательной форме познакомиться с народной культурой Среднего Посухонья, но и попробовать свои силы в мастер-классах по выпечке, изготовлению кукол и традиционной обрядовой символики. В малом зале первого этажа проходят выставки, при организации которых приоритет отдаётся тотемским художникам, мастерам, умельцам, людям с необычными увлечениями. Здесь могут быть представлены самые разные экспонаты: необычные фотоколлажи, театральные маски, вышивка, инсталляции и даже велосипеды. В музейно-выставочном центре имеется информационный центр для гостей Тотьмы, продаются сувениры и краеведческая литература.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Ансамбль церквей Успенского прихода стоит на высоком берегу Сухоны (на мысу, некогда образованном глубоким оврагом и рекой) и хорошо просматривается с реки и из города.
Здание Воскресенской церкви одноэтажное, вытянутое с востока на запад. Основным, главенствующим над остальными, объёмом храма является четверик. С востока к нему примыкает пятигранная апсида, с запада – паперть с притвором. Апсида и паперть несколько уже храма.
Д.А.Григоров в начале XX в. так описывал этот храм: «Летний Воскресенский храм … построен в стиле раннего барокко. Двухъярусный четверик этого храма покрыт барочным куполом, увенчанным двухъярусной главой, по-видимому, позднего происхождения. На северной стороне храма заметны следы когда-то бывшей пристройки, а слева возле нового крыльца сохранился наличник от старого входа в кладовую или на колокольню. Очевидно, в прежнее время фасад храма был совершенно иной». В настоящее время четверик храма покрыт четырехскатной, паперть – трехскатной, притвор – двускатной крышей. Перекрытие апсиды сводчатое.
Фасады церкви решены в стиле барокко. Столичное барокко, перенесенное на тотемскую почву, получило здесь отличительные особенности, среди которых – увеличение высоты второго яруса четверика здания храма. Между окнами – пилястры, опирающиеся на храме и апсиде на консоли. На паперти пилястры опираются на филенчатые основания. Прямоугольные окна второго света четверика обрамлены наличниками, сандрики которых увенчаны фигурными разорванными фронтонами. Под окнами вытянутые горизонтальные восьмигранные филенки. Завершающий четверик карниз городчатый, с лепесткам под нижним валиком. В декоре здания широко использован лекальный кирпич: из него карниз апсиды и паперти; городчатый фриз, проходящий по четверику; разорванные фронтоны наличников окон и обломы цоколя.
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
В конце 20-х годов XX в. был разобран северный придел, восьмерик завершения храма с главой и своды четверика Воскресенской церкви. Позднее был заложен входной проем в притворе, через растесанное окно паперти устроен вход с северной стороны, а восточное окно алтаря превращено в дверь.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ
В 2014 году на средства партнера проекта – Тотемского музейного объединения – около церкви был установлен информационный стенд c QR-кодом.