Ансамбль Дымковских церквей
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: первая половина XVIII в.
Вид: ансамбль.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Указ Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Дымково, ул. Первая, 1.
Элементы ансамбля: церковь Дмитрия Солунского, церковь Сергия Радонежского, часовня, восточные ворота с остатками ограды.
Краткое описание.
Вид на Дымково с набережной Великого Устюга – одна из «визитных карточек» города. Характерный для Севера ансамбль, состоящий из двух храмов одного прихода – крупного холодного и меньшего тёплого – сформирован по принципам, сложившимся ещё в эпоху Древней Руси. Из Дымково, в свою очередь, открывается прекрасный вид на город.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: используется Великоустюгским государственным музеем-заповедником для внешнего показа.
ИСТОРИЯ
Считается, что первые деревянные церкви в Дымково были построены в 1383 г. в память участия устюжан в Куликовской битве, произошедшей 8 (16) сентября 1380 г. Посвящение церквей св. Дмитрию Солунскому и св. Сергию Радонежскому указывает на то, что приход, действительно, мог быть основан либо в период властвования великого князя Дмитрия Донского (1350–1389), либо его ближайшими родственниками или потомками. Дмитрий Солунский почитался как небесный покровитель этого великого князя, а общественная деятельность преподобного Сергия Радонежского (около 1314–1392 гг., почитается как святой с середины XV в.) была направлена на поддержку объединения Руси вокруг великокняжеского дома. Сергий своей подписью свидетельствовал завещание князя Дмитрия, установившее новый порядок наследования престола. Дымково долгое время входило в удельную собственность великокняжеского рода. Впервые Дымково упомянуто в 1461 г. в завещании внука Дмитрия Донского великого князя Василия Тёмного.
Церкви не раз строились заново после обветшания или пожаров. По сообщению летописи, в 1539 г. «казанские татары да черемесы... сожгли у тех на посаде Дымкове две церкви, церковь св. мученика Димитрия, да церковь теплую Сергия Чудотворца». Старейшее описание Дымковских церквей сохранилось в писцовой книге 1630 г.: в окружении деревянной ограды и кладбища располагались «церковь Дмитрия Солунского чудотворца, древяна вверх, да теплая церковь Сергия Радонежского чудотворца древяна клетцки» и отдельно стоящая «колокольня рубленная шатровая, на ней 7 колоколов».
Сохранившаяся до наших дней каменная холодная церковь в Дымково была построена в 1700–1708 гг. В середине XVIII в. к югу от холодной церкви была возведена тёплая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
В 1859 г. на пожертвования купцов Ильи Яковлевича Грибанова и Павла Максимовича Жилина вокруг церквей была построена каменная ограда с воротами с восточной и южной сторон и двумя небольшими башенками на юго-восточном и северо-восточном углах.
В 1930 г. храмы закрыли. В настоящее время ансамбль закреплён за Великоустюгским государственным музеем-заповедником и используется для внешнего показа.
ОПИСАНИЕ
Ансамбль Дымковских церквей расположен на правом берегу р. Сухоны в Дымковской Слободе. Доминирует в ансамбле холодная церковь Дмитрия Солунского, являвшаяся главным храмом прихода. Рядом с ней (с юга) находится тёплая церковь Сергия Радонежского меньшего размера. С восточной стороны от Дымковских церквей расположены каменные ворота разобранной ограды, в состав которой прежде входила угловая частично сохранившаяся до наших дней юго-восточная башенка.
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
В XIX в. в обеих церквях были заложены несколько проёмов, появились контрфорсы пилонов колокольни. В ХХ в. после закрытия церквей с колокольни были сняты колокола, уничтожены многие элементы интерьеров, в том числе иконостасы Сергиевской церкви. Разобрана окружавшая ансамбль каменная ограда, от которой остались лишь восточные ворота и частично сохранившаяся угловая юго-восточная часовня. В 1983–1986 гг. в церквях ансамбля проводились реставрационные работы под руководством архитектора Эдуарда Эдуардовича Наседкина.
В начале XXI в. выполнено укрепление правого берега р. Сухоны бетонными конструкциями. Это предотвратило размыв берега в половодье, но изменило традиционный вид ансамбля с противоположного берега реки.
М.В.Васильева
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Ардашев. Летопись семисотлетнего существования города Устюга Великого // Вологодские губернские ведомости. 1857. № 34–52.
- Батаков Н., Мансветова Е., Широков В. Великий Устюг. Вологда, 1960.
- Бестужева Ю.А. Деятельность Музея северодвинской культуры по сохранению памятников культового зодчества в Великом Устюге в 1920–1930-х годах // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 175–194.
- Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
- Брюсова В.Г. Икона «Дмитрий Солунский на престоле» из Великого Устюга // Русское искусство XI–XIII веков: сб. ст. М., 1986.
- Булкин В.А., Чугунов Г.И. Великий Устюг. Л., 1978.
- Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. № 13. 1915.
- Вологодский календарь на 1894 г. Вологда, 1893.
- Город Великий Устюг в церковном отношении // Вологодский иллюстрированный календарь на 1894 год. Вологда, 1893. С. 27–31.
- Дунаев Б.И. Северо-Двинское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг // Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников, состоящей при Императорском Московском Археологическом обществе. Т. VI. М., 1915.
- Дымково // Официальный сайт Великоустюгского музея-заповедника.
- Капустина А.В., Сыроватовская Л.Н., Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. Великий Устюг, 2007.
- К истории города Великого Устюга (список литературы) / сост. Э.А.Волкова // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 2. С. 357–378.
- Непеин А. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей. Вологда, 1915.
- Онаш К. Иконостасы Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 180–194.
- Описание города Устюга Великаго Вологодской губернии в историческом, статистическом и топографическом отношениях / введение И.С.Велиевой и Ю.С.Васильева, публикация И.С.Велиевой, комментар ий Ю.С.Васильева // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 379–459.
- Парийский И. Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное в 1793 году. СПб., 1899.
- Паспорт памятника истории и культуры г. В. Устюга: церковь Дмитрия Солунского / сост. И.Б. Медведев. 1984. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
- Паспорт памятника истории и культуры г. В. Устюга: церковь Сергия Радонежского / сост. И.Б. Медведев. 1984. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
- Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969.
- Попов А. Дымковская Димитриевская церковь в г. Устюге // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. Вологда, 1875. № 7. С. 119–132.
- Сорокатый В.М. Иконописцы и живописцы Великого Устюга XVII в.: материалы для словаря // Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: статьи и материалы. М., 2005.
- Тельтевский П. А. Великий Устюг. М., 1960; 2-е изд. М., 1977.
- Токмаков И. Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом. М., 1894.
- Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1883.
- Чебыкина Г.Н. Великий Устюг: летописная книга XII – нач. XXI века. Великий Устюг, 2007.
- Шалина И. Возвращение древнего памятника отечественной культуры // Русское искусство. 2011. №2. С. 70–74.
- Шалина И.А. Праздничный чин. Иконы праздничного чина церкви Димитрия Солунского в Дымковской Слободе Великого Устюга. Возвращение на родину. М., 2012.
- Шильниковская В.П. Великий Устюг: развитие архитектуры города до середины XIX в. М., 1973. 227 с.; 2-е изд. М., 1987.