Церковь Спасо-Преображения
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1696 г.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, пл. Комсомольская, 1.
Входит в ансамбль: Комплекс Преображенских церквей (ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря).
Престолы: главный во имя Преображения Господня и предел в южной галерее во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Краткое описание.
Церковь Спасо-Преображения – бывший собор Спасо-Преображенского монастыря. Образец бесстолпной пятиглавой церкви. Выделяется обильным изразцовым декором. Сохранилось убранство интерьеров.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: в здании церкви располаются фонды Великоустюгского центрального архива.
ИСТОРИЯ
Существующая ныне церковь Спасо-Преображения первоначально являлась собором женского Спасо-Преображенского монастыря, основанного в начале XV в.
В 1679 г. деревянные церкви и колокольня монастыря сгорели. На их месте вскоре была возведена новая деревянная церковь.
В 1689 г. рядом с деревянной церковью начато строительство каменной холодного собора с колокольней. Образцом для строителей, по всей видимости, служил собор расположенного рядом Михайло-Архангельского монастыря. Строительство было завершено в 1696 г. По заказу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александа в 1697 г. в нём возводится резной золоченый иконостас. 6 августа 1697 г. архиепископ Александр освятил храм во имя Преображения господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В 1756 г. сени и своды в алтаре собора были расписаны. По западной стене церкви под сводами были построены деревянные хоры.
После упразднения в 1764 г. Спасо-Преображенского монастыря Преображенский храм стал приходским.
В 1928 г. по постановлению Президиума Северо-Двинского губисполкома здание закрытой Спасо-Преображенской церкви передали под хранилище Северо-Двинского губархива.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Преображенская церковь входит в состав ансамбля церквей бывшего Спасо-Преображенского женского монастыря, состоящий из двух каменных церквей: Преображения и Сретения. Преображенская церковь расположена в центре Комсомольского сквера. К юго-востоку от неё на расстоянии шести метров находится тёплая Сретенская церковь.
Одноэтажный главный объем Спасо-Преображенской холодной церкви представляет собой квадратный в плане четверик, увенчанный пятиглавием. С востока к нему примыкает трёхчастная апсида. С трех сторон (с юга, запада и севера) храм окружают галереи паперти.
На северо-западном углу галереи расположена шатровая колокольня. В основании колокольни четырёхгранные ярусы. Ярус звона восьмигранный. Шатёр завершён главкой. На первый (изолированный от остальных помещений) ярус колокольни ведет отдельный вход. На ярус звона ведёт лестница, устроенная в толще стены.
Основной объём храма перекрыт глухим четырёхлотковым сводом. Храм не имеет внутренних несущих столбов. Главный вход в храм расположен с западной стороны, второй вход устроен с юга.
Храм венчают центральный восьмерик и четыре угловые барабана округлой формы. В культовой архитектуре Великого Устюга это первый пример применения в завершении храма восьмигранного барабана. Световым является лишь центральный барабан, а четыре угловых изначально выстроены как декоративные (глухие). В основании барабанов – кокошники из лекального кирпича. Центральный барабан завершён сложным карнизом из рядов лекального кирпича и изразцов. Боковые барабаны украшены аркатурно-колончатым поясом.
Декор фасадов храма традиционен для второй половины XVII в. Особую роль в убранстве играют полихромные поливные рельефные изразцы. Фасады разделены на три равновеликих прясла на южном и западном фасадах спаренными (на углах строенными) полуколонками, на восточном и северном фасадах – пилястрами. Полуколонки и пилястры упираются в антаблемент. Изразцовый валик служит фризом антаблемента. Архитрав украшен ширинками с изразцами. Карниз антаблемента выполнен из лекального кирпича. Над антаблементом – трёхмастные декоративные закомары. Тимпаны закомар, участки стен между ними и лопатки по углам украшены изразцами. В центральных закомарах восточного и западного фасадов находятся рамочные киоты для икон, декорированные изразцовым валиком и лекальным кирпичом.
Наличники окон южного и западного фасадов храма и боковых полукружий апсиды украшены килевидным фронтоном, опирающимся на полуколонки (в боковых пряслах) и пилястры (в центральном прясле). Оконные проёмы южного фасада апсиды и центрального апсидного полукружия обрамляют полихромные и муравленые изразцы. Над южным наличником апсиды – спаренные килевидные фронтоны. Между алтарных полукружий апсиды поставлены полуколонны.
Фасады южной и западной галереи украшает изразцовый фриз, под окнами и в простенках между ними размещены ширинки с разносюжетными полихромными изразцами.
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
Предположительно в XVIII в. с южной стороны церкви был устроен придел. В связи с этим над южной галереей была возведена глава придела, а её портал был превращён в окно. Вероятно, тогда же в юго-западной части здания окно, наоборот, было переделано во вход.
В конце XIX в. шатёр колокольни был покрыт железом, а над входами с западной и южной сторон церкви сооружены навесы на чугунных колонках. В ноябре 1928 г. начали с колокольни были сняты колокола. В советское время была разобрана монастырская ограда с воротами, забелены остатки росписи центрального закомара южного фасада храма. В конце XX – начале XXI в. утрачен навес над главным (западным) входом.
М.В.Васильева
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Ардашев. Летопись семисотлетнего существования города Устюга Великого // Вологодские губернские ведомости. 1857. № 34–52.
- Батаков Н., Мансветова Е., Широков В. Великий Устюг. Вологда, 1960.
- Бестужева Ю.А. Деятельность Музея северодвинской культуры по сохранению памятников культового зодчества в Великом Устюге в 1920–1930-х годах // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 175–194.
- Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
- Булкин В.А., Чугунов Г.И. Великий Устюг. Л., 1978. 73 с.
- Вологодский календарь на 1894 г. Вологда, 1893.
- Город Великий Устюг в церковном отношении // Вологодский иллюстрированный календарь на 1894 год. Вологда, 1893. С. 27–31.
- Древности. Труды императорского Московского археологического общества. Т. VI. М., 1915. С. 359, 367, 379.
- Дунаев Б. И. Город Великий Устюг. 2-е изд. М., 1919. (Культурные сокровища России. Вып. 15).
- Дунаев Б. И. Северорусское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915.
- Золотова О.А. Ландшафтно-архитектурная среда Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2004. Вып. 3. С. 359–378.
- Капустина А.В., Сыроватовская Л.Н., Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. Великий Устюг, 2007. 96 с.
- К истории города Великого Устюга (список литературы) / сост. Э.А.Волкова // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 2. С. 357–378.
- Кляповская Е.Г. Архитектурный облик Великого Устюга в первой трети XX века // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 158–174.
- Мерцалов А. Е. Устюг Великий в первой четверти XVII века // Вологодские губернские ведомости. 1885. № 23, 32, 347.
- Непеин А. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей. Вологда, 1915.
- Онаш К. Иконостасы Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 180–194.
- Описание города Устюга Великаго Вологодской губернии в историческом, статичстическом и топографическом отношениях / введение И.С.Велиевой и Ю.С.Васильева, публикация И.С.Велиевой, комментар ий Ю.С.Васильева // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 379–459.
- Паспорт памятника истории и культуры г. В. Устюга: церковь Спасо-Преображения / сост. . И.Б.Медведев. 1982 г. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
- Парийский И. Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное в 1793 году. СПб., 1899.
- Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969. С. 12–51.
- Попов А. Спасопреображенская церковь в г. Устюге // Вологодские епархиальные ведомости. 1875. № 11. С. 213–226.
- Пуцко В.Г. Древняя храмовая икона Успенского собора в Великом Устюге: генезис иконографии // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 195–210.
- Румовский Н. Описание Великоустюжского Успенского собора. Вологда, 1862.
- Сербина К. Н. Устюжский летописный свод // Исторические записки. Т. XX. 1946.
- Скворцов Т. Краткое сведение об Устюгском Успенском соборе, собранное из устюгских летописцев и из разных соборных документов // Вологодские губернские ведомости. 1846. № 41. С. 424–427; № 42. С. 435–439; № 49. С. 508–514.
- Сорокатый В.М. Храмовая икона Успенского собора Великого Устюга // Древнерусское искусство: художественные памятники Русского Севера. М.: Наука, 1989.
- Суворов Н. Устюг Великий в конце XVII столетия // Памятная книга Вологодской губернии на 1864 год. Вологда, 1864.
- Тельтевский П. А. Великий Устюг. М., 1960; 2-е изд. М., 1977.
- Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1889.
- Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903.
- Токмаков И. Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом. М., 1894.
- Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1883.
- Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). М.; Л., 1950.
- Хронологическая таблица для областного города Великого Устюга // Северный архив. 1822. № 11, 12.
- Чебыкина Г.Н. Великий Устюг во второй половине XIX – начале XX века // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 57–117.
- Чебыкина Г.Н. Великий Устюг: летописная книга XII – нач. XXI века. Великий Устюг, 2007.
- Шильниковская В.П. Великий Устюг: развитие архитектуры города до середины XIX в. М., 1973. 227 с.; 2-е изд. М., 1987. 254 с.
- Шляпин В. П. Из истории города Великого Устюга // Записки Северо-Двинского общества изучения местного края. Вып. I—IV. Великий Устюг, 1925, 1926, 1927.
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ
В 2013 году на средства партнёра проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на здании церкви была установлена информационная табличка c QR-кодом.