Церковь Иоанна Златоуста
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1664 г.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Вологда, наб. VI Армии, 105.
Престолы: преподобного Александра Свирского.
Краткое описание. На стенах и сводах холодной церкви частично сохранились до настоящего времени лепные картуши, в поле которых помещались живописные композиции. Они были выполнены на высоком профессиональном уровне во второй половине XVIII в.
Состояние: требуется реставрация.
Современное использование: действующий храм Вологодской епархии Русской Православной церкви. При храме существует община, информацию о которой можно узнать в группе Вконтакте.
ИСТОРИЯ
В списке с писцовой книги города Вологды 1627/28 г., сделанном в 1629 г., имеется упоминание о том, что на левом берегу реки Вологды не позднее начала XVII в. уже стояли храмы во имя святителя Иоанна Златоуста и святых Жeнмироносиц, сгоревшие ко времени составления писцовой книги: в источнике упоминается «место церковное, что была церковь св[ятых] Жен-мироносиц, сгорела церковь в Вологоцкое разоренье [т.е. в 1612 г.], да место церковное, что была церковь Ивана Златоустаго, сгорела в нынешнем во [7]136 [1627] году». Согласно Переписной книге Вологды 1646 г., к середине XVII в. оба храма были восстановлены: «Церковь святых Жен-мироносиц древяна на каменное дело о пяти верхах, другая церковь Ивана Златоустаго древяна клетцки». Мироносицкую церковь даже сделали пятиглавой, а вокруг церквей устроили ограду – «Мироносицкий монастырь».
Левый берег реки Вологды, начиная от Сретенской церкви, и улица Калашная (ныне улица Гоголя) к концу XVII – началу XVIII в. уже были плотно заселены, поэтому приход Златоустинской церкви был одним из самых крупных в Заречье и насчитывал 70 дворов, а причт составляли три человека. Видимо, достаток церкви привлек к ней внимание, и в 1692 г. она была ограблена. Как сообщил архиепископу Гавриилу церковный староста Алешка Щелкунов, «неведомые люди-воры» унесли из церкви много серебряных вещей, жемчуга, венцов и окладов с икон (Суворов, с. 572). Удалось ли вернуть похищенное – неизвестно.
О дате возведения каменного храма в краеведческой литературе существовали разные мнения. Г.К.Лукомский писал, что по клировым ведомостям храм датируется XVII в., хотя некоторые авторы относят его к началу XVIII в., а другие считают, что он мог быть построен даже в XVI в. В учетно-охранной документации, составленной при постановке этого памятника архитектуры на государственную охрану, здание церкви датируется 1664 г. Впервые эта дата как время постройки Златоустинской церкви фигурирует в «Известиях Императорской археологической комиссии», вышедших в 1915 г.; там же назван ее создатель – М.Иерофеев. Протоиерей Стефан Иоаннов датой начала строительства называет 1654 г., а освящения – 1666 г. (ВГИАХМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 121). Учитывая сказанное, постройку храма, вероятнее всего, можно отнести к третьей четверти XVII в.
В теплом храме (на первом этаже) было три престола – во имя Иоанна Златоуста, великомученицы Варвары и Василия Исповедника (в трапезной). В холодном храме (на втором этаже) имелось два престола – Жен-мироносиц и Всех Вологодских чудотворцев. На втором этаже колокольни находился придел Александра Свирского.
30 января 1930 г. на заседании президиума окрисполкома было принято постановление о закрытии ряда церквей, в том числе и храма Иоанна Златоуста. Здание церкви было отдано военному ведомству, которое использовало его около полувека как склад, что спасло церковь от разрушения и позволило сохранить некоторые элементы интерьера. Церковь возвращена верующим в 2003 г. С 2008 г. идет ее реставрация. В 2010 г. учрежден благотворительный фонд восстановления церкви Иоанна Златоуста. В июне 2014 г. был образован приход храма. 3 августа 2014 г. в приделе Александра Свирского состоялся молебен святителю Иоанну Златоусту.
Ныне при храме действует МПРО ПХ святителя Иоанна Златоуста г. Вологды Вологодской епархии РПЦ МП. Богослужение совершается по расписанию.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Во второй половине XVIII в. стены и своды холодной церкви были украшены лепными картушами, в поле которых помещались живописные композиции. Как отмечают специалисты, лепнина была выполнена на высоком профессиональном уровне. Часть этих украшений сохранилась до настоящего времени. Внутреннее убранство храма начала XX в. описано Г.К.Лукомским: «В нижней церкви, устланной хорошими чугунными плитами, отметим иконостас и чудесную серебряную ризу иконы над входной дверью. В левом киоте в ампирном стиле хороший образ Спаса… Киот-ротондочка с деталями стиля Людовика XVI: овальные медальоны, тоненькие колонки. Направо – Страшный Суд, хотя XVIII века, но очень хороший. Далее икона Христа с иконками “предстоящих и припадающих”. Иконостас (особенно Царские врата) хорош: золотые звезды, лучи ореола, гирлянды на ярко-красном фоне... В алтаре прелестный образ Богоматери и несколько обычных икон XVIII века. В приделе Александра Свирского (в 1911 году упраздненном) сохранились розетки в своде и так называемые клейма – орнаментальные картуши. Детали вышеупомянутого сломанного иконостаса валяются на полу. А иконостас был чудесный, синий с золотом. В притворе верхней церкви хороший образ Богоматери с деяниями, в боковом (левом) иконостасе прекрасный образ Богоматери – оклад, шитый жемчугом, на фольге лилового цвета; здесь же прекрасный образ Спасителя. В лепных клеймах плафонного убранства (на сводах) вся живопись подновлена, но самая лепка очаровательна; особенно хорош вьющийся барочный орнамент (половины XVIII века)…».
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
В конце XIX в. нагрузка массы восьмерика колокольни привела к появлению трещин в стенах четверика. В связи с этим по предложенному в 1898 г. проекту губернского инженера В.А.Альберти были переложены своды четверика и увеличена толщина стены. В результате небольшой придельный храм Александра Свирского во втором ярусе колокольни перестал действовать.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В. История православных храмов и монастырей / гл. ред. А.В.Камкин. Вологда: Древности Севера, 2014. С. 70 – 72. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/istzerkv/index.htm.
- Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ВГИАХМЗ). Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 121.
- Известия Императорской археологической комиссии (ИИАК). Петроград, 1915. Вып. 59. С. 129. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/izvest/index.htm.
- Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. Вологда, 1904. С. 151. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/ist/och/nik/index.htm.
- Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 135–137. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/lou/kom/sky/6.htm.
- Паспорт объекта истории и культуры: паспорт памятника истории и культуры г. Вологды // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учета.
- Переписная книга Вологды 1646 года // Писцовые и переписные книги Вологды XVII – начала XVIII века: в 2 т. / подг. И.В.Пугач, М.С.Черкасова. М., 2008. Т. 1. С. 68.
- И.С. [Суворов И.Н.] Исторические мелочи: 1). Сеяние муки в монастыре (1649 г.). 2). Ограбление Мироносицкой церкви в г. Вологде, 1692 г. // Вологодские епархиальные ведомости. 1912. № 22. С. 572. URL: http://www.booksite.ru/vev/1912/1912_22_P.pdf.
- Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 265, 280–281. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/8.htm#21.
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ