Собор Богоявления
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1863–1872 гг.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия регионального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Решение исполкома Вологодского областного Совета народных депутатов № 180 от 16.03.1979 г.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Тотьма, ул. Красная горка, 1.
Авторство: П.В.Иконников.
Входит в ансамбль: Ансамбль храмов Соборной горки.
Престолы: в честь Богоявления, Рождества Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, святителя Димитрия Ростовского, иконы Божией Матери «Тумбовская», апостолов Петра и Павла и великомученика Пантелеймона.
Краткое описание.
Собор Богоявления, расположенный на Соборной (или Красной) горке на берегу Сухоны, был главным храмом Тотьмы. После пожара, уничтожившего все деревянные церкви города, Богоявленский собор был возведён в в середине XVIII в. уже из камня в стиле тотемского барокко. В XIX в. он претерпел кардинальные перестройки и обрёл новый облик, выдержанный в духе классицизма. В советское время собор был закрыт, лишился колокольни и глав, и, наконец, был приспособлен под дом культуры.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: в здании расположен «Городской центр культуры».
ИСТОРИЯ
Там, где сегодня стоит лишенный глав Богоявленский собор, в XVI в. во времена закладки возле впадения реки Песьей Деньги в Сухону нового города была построена деревянная церковь, освящённая в честь Рождества Пречистой Богородицы. Краевед Д.А.Григоров высказал предположение, что это случилось «вскоре же после того, как была заложена постройка укрепления, а может быть, и одновременно – в память закладки города на день Рождества Богородицы». В связи с этим собор почти до конца XVII в. именовался Пречистенским.
В писцовых книгах 1623–1625 гг. на этом месте значатся уже две деревянные церкви: соборная церковь Рождества Пречистой Богородицы и церковь Богоявления. В писцовой книге 1676–1679 гг. «письма и меры писцов Богдана Григорьевича Засетцкого да подьячего Емельяна Телицына» эти храмы описаны следующим образом: «…да в остроге ж соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... да в приделе церковь Михаила Малеина, – обе холодные, – древяная, рубленая углом, [от] паперти по алтарь забрана тесом, верхи у тое церкви кличатые, о пяти главах, крыты тесом, а на приделе шестая глава...»; «Другая церковь теплая, с трапезою, во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа... Колокольня рублена в замок на четыре угла, верх на стропилах з главой. На колокольне пять колоколов да часы железные. У колокольни приделана часовня: с одну сторону решетка железная, а з другую сторону двери с решоткою железной. В часовне образ Всемилостивого Спаса на убрусе... образ преп. отца Феодосия Тотемского чудотворца, на вохре. На часовне бочка, а в бочке образ Рождества Богородицы за слудою».
В 1743 г. во время городского пожара соборные храмы сгорели. В следующем 1744 г. была начата постройка каменной двухэтажной церкви. Строительство было закончено в 1749 г. В нижнем тёплом этаже храма престол был освящен в 1745 г. во имя Богоявления Господня, а в верхнем холодном – в 1749 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня была деревянная и стояла отдельно от храма. Каменная колокольня была построена только в 1764 г.
В 1774 году в трапезе Дмитриевского храма им же был устроен тёплый придел во имя преподобного Михаила Малеина, а вход в Дмитриевский храм был сделан с южной стороны.
В 1811 г. к зданию собора начали пристраивать обширную трапезную с крыльцом, но пожар 1815 г. прервал работы. В этом пожаре сильно пострадали от огня колокольня и верхний этаж собора. Восстановительные работы начались благодаря стараниям соборного протоиерея М.В.Савинова. В 1816–1822 гг. здание Богоявленского собора было перестроено по плану архитектора И.А.Фохта, выражаясь словами в церковной летописи: «в особенном западном вкусе». На нижнем этаже, кроме главного Богоявленского, были устроены приделы во имя Димитрия Ростовского и Михаила Малеина, а в верхнем – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
С 1863 г. по 1872 г. здание собора снова было перестроено, в результате чего размеры его увеличились, а облик существенно изменился. Работы по перестройке храма проводились по проекту протоиерея вологодского Успенского собора П.В.Иконникова. Он, как сообщают документы, хорошо знал строительное дело. На верхнем этаже были вновь устроены два придела во имя Тумбовской Божией Матери и во имя апостолов Петра и Павла и великомученика Пантелеймона, а на нижнем этаже – придел Михаила Малеина переосвящен в честь архангела Михаила.
В 1889 г. в нижнем тёплом храме подновлены иконостас и живопись на сводах, заново расписаны стены в алтаре и трапезной. В 1913 г. стены в алтаре верхнего храма расписал по собственным эскизам живописец Феодосий Вахрушов, уроженец города Тотьмы.
Еще в начале XX в. в Богоявленском соборе хранилась древняя Тумбовская икона Божией Матери, наименованная так, потому что, согласно церковному преданию, явилась она на острове, называемом Тумба. Во время пожара церкви, где находилась икона, она осталась цела и невредима. Празднование Тумбовской иконы Божией Матери положено 9 сентября. С этой иконой связано интересное местное предание, о котором сообщает краевед Д.А.Григоров: «По преданию, во время, как сказано в описании собора, нашествия на Тотьму литовцев в 1613 году, жители заперлись в укреплении и, надеясь на помощь Божию, поставили эту икону на стену укрепления. Одна из стрел, пущенных неприятелем, ударилась в икону и сделала пробоину на лике Богоматери. После такого поругания над иконою, как говорит предание, враги были поражены слепотою и перебиты тотьмичами».
С 1929 г. здание собора было приспособлено под кинотеатр «Октябрь», с 1999 г. по 2008 г. здесь же работал молодежный центр «Тотьма», с 2008 г. – «Городской центр культуры».
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Здание Богоявленского собора расположено в юго-западной части города Тотьмы на возвышенной части берега реки Сухоны, которая именуется Соборной (или Красной) горкой.
Здание вытянуто с востока на запад. К основному объему с востока примыкает прямоугольная апсида, с запада – трапезная и притвор, а с северной и южной стороны – крытые галереи.
Первоначальный облик построенного в середине XVIII в. каменного собора был выдержан в духу тотемского барокко. Известно, что здание было двухэтажным, размером 31,5х13,7 м. Стены храмов на обоих этажах были расписаны. В алтаре верхнего холодного храма над престолом была установлена резная золоченая сень на восьми столбах с четырьмя резными фигурами ангелов. Резной шестиярусный иконостас был вызолочен до самого верха.
В 1816–1822 гг. храм был кардинально перестроен в стиле классицизма. Д.А.Григоров описывал произведённую перестройку так: «Новопостроенное здание храма по фасаду более походило на музей, адмиралтейство или другое какое-либо в этом роде здание, чем на православный храм, и вызывало удивление у проезжих». Не случайно Е.Кичин в середине XIX в. дал ему такую характеристику: «Тотемский собор отличается от прочих наших храмов довольно необыкновенною архитектурою: он имеет четыре колонны на двух выдающихся боках своих, северном и южном, крыша колонн соединена с крышею храма, на которой находится небольшой купол с небольшим коническим шпилем».
После перестройки верхнего храма в 1863–1872 гг. собор приобрёл тот облик, который сохранялся до пожара 1927 г.: четверик храма завершался цилиндрическим барабаном, увенчанным сферическим куполом с небольшой главкой; похожие главки на барабанах стояли по углам галерей.
До наших дней неплохо сохранился классический декор здания. Большинство окон первого этажа украшено массивными замковыми камнями. Окна второго этажа галерей прямоугольные, увенчанные сандриками, остальные – с полуциркульными завершениями. Стены декорированы ленточным рустом. В центре боковых фасадов расположены слегка выступающие портики с четырьмя парами полуколонн и небольшими пологими фронтонами.
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
В 1816–1822 гг. храм был кардинально перестроен по проекту вологодского губернского архитектора И.А.Фохта. С запада основной объем храма был увеличен за счет пристройки к трапезной паперти, с востока – пристройкой к алтарю ризничьей палаты, с севера и юга – устройством двух приделов. Над четвериком был надстроен второй этаж в два света, а на северном и южном фасадах были поставлены деревянные колонны. Здание храма вместо прежнего пятиглавия теперь завершалось «квадратным куполом», увенчанным четырехгранным шпилем, высота которого составляла 14 метров. В 1863–1872 гг. верхний храм был перестроен по проекту протоиерея вологодского Софийского собора П.В.Иконникова. Над приделами были устроены галереи, на углах которых поставлены главки на небольших барабанах. «Квадратный купол» со шпилем был заменен на сферический с небольшой главкой на барабане.
После пожара 1927 г., завершение собора и четыре малых главки были снесены, проведен капитальный ремонт здания. Приспособление под кинотеатр изменило внутреннюю планировку первого и второго этажей собора (было устроено множество деревянных перегородок). На южном и северном фасадах были растесаны оконные проемы, а с северо-западной стороны построена одноэтажная кирпичная котельная.
В советское время были разобраны стоящая отдельно соборная ограда и колокольня-церковь.
В конце XX – начале XXI в. проводилась штукатурка и побелка фасадов здания. В 2013 г. отремонтирована кровля.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ
В 2014 году на средства партнера проекта – Тотемского музейного объединения – на здании была установлена информационная табличка c QR-кодом.