Успенский собор с теплой церковью Сергия Радонежского
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1692–1699 гг.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия регионального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Бурмагиных, 19а.
Входит в ансамбль: комплекс зданий Горнего Успенского монастыря.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы.
Краткое описание. Успенский собор – первый известный по письменным источникам храм города, центр Успенской трети. Он является архитектурным и высотным акцентом не только комплекса Успенского монастыря, но и всего близлежащего района.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: действующий храм Вологодской епархии Русской Православной церкви. При храме существует община, информацию о которой можно узнать в группе Вконтакте.
ИСТОРИЯ
Успенский храм был основан в начале XIV в.: это первый известный по письменным источникам храм города, центр Успенской трети. О нём известно благодаря тому, что в 1303 г. в Вологду на освящение деревянного храма приезжал сам Новгородский епископ Феоктист. Очевидно, в этой части города располагалась подвластная Новгороду часть Вологды. В 1499 г. «церковь Пречистые старая со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь» сгорела (Черкасова, с.102) и позднее была отстроена вновь.
Существующий каменный храм Успения Пресвятой Богородицы возведен в 1692–1695 гг. (ВГИАХМЗ. Ф.2. Оп. 1. Д.73. Л.122). Благословение на строительство было дано архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом 31 декабря 1689 г., но «с великому нуждею и займам зачали строить» только в 1692 г. В указанном году игуменья Екатерина с сестрами обратились с челобитной на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей с просьбой разрешить разобрать на кирпич недостроенную Богоявленскую церковь возле Софийского собора. Разрешение было дано, и к 1694 г. «церковь воздвигнули. А в [7]203-ем [1695] году месяца майя в 23-м числе преосвященный архиепископ Вологоцкий и Белоозерский тое каменную святую новую церковь во имя [Пречистыя Богородицы] честнаго и славнаго Ея Успения… сам освятил» (ПСРЛ, с.188). Несмотря на то, что в источнике прямо указана дата освящения церкви, в учетно-охранной документации на этот памятник в качестве года завершения строительства фигурирует 1697 г.
С севера к Успенскому собору примыкает теплая придельная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Теплый храм имеет собственный вход с запада, и сообщается через проход с холодным собором. Сергиевская церковь начала возводиться вместе с собором в 1692 г., а достраивалась в 1697–1699 гг. Работы выполняли «Спасова Прилуцкого монастыря крестьяне села Коровничья подмастерье Василей Карпов сын, назвищем Ваган, с сыном своим Дмитреем да с товарыщи своими с Семеном Архиповым, с Гаврилом Яковлевым, с Федором Ондроновым, с Федором Ильиным» (Суворов, с.159). Главный престол церкви был освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского. На северной стороне трапезы был придел Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, освященный в 1714 г. (престол во имя этого угодника существовал в монастыре, по крайней мере, с 1627 г.); на южной – во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца (освящен в 1888 г. в память чудесного спасения императора Александра II при покушении на него 4 апреля 1866 г. – Александр Невский почитался небесным покровителем царствующего императора, а память преподобного Иосифа приходилась на день спасения Александра II). В начале XIX в. Сергиевский храм был переоформлен в классическом стиле: на смену утраченному прежнему завершению пришло перекрытие в виде широкого сферического купола, опирающегося на дощатый фронтон, небольшие окна с арочной перемычкой и наличниками с килевидными завершениями были растесаны до прямоугольных и утратили декор. Позже был пристроен входной тамбур, перекрытый восьмигранным куполом.
После закрытия монастыря в 1918 г. Успенский собор до 21 июня 1924 г. действовал как приходской храм. Позднее в зданиях монастыря располагалась воинская часть, а затем – пересыльная тюрьма НКВД. Теплая церковь Сергия Радонежского была перестроена под автомастерскую. С середины 1960-х гг. храмы бывшего монастыря переданы на баланс органов культуры. В 1976 г. осуществлена реставрация завершений четверика и колокольни Успенского собора, который стал использоваться в качестве склада военторга и областного драматического театра. В 1980-х гг. в теплом Сергиевском храме размещался автоспортклуб. В 1995 г. собор и Алексеевская церковь были переданы верующим и образовали единый приход с общиной храма Константина и Елены. С 1996 г. в соборе проводятся службы как в приходском храме. В паспорте на этот памятник истории и культуры отмечено, что «несмотря на многочисленные переделки и пристройки» он «является интересным примером небольшого монастырского собора, выстроенного в конце XVII века в традициях предыдущего столетия. Здание является архитектурным и высотным акцентом не только комплекса Успенского монастыря, но и всего близлежащего района».
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Кубический храм с пятью главами украшен скромно: каждый фасад разделен плоскими лопатками на четыре прясла, простой карниз с поясом поребрика отделяет ряд кокошников, наличники окон и аркатура глав выполнены в виде простых валиков с «бусинами». Кресты на луковичных главах некогда были позолочены, и благодаря этому собор называли, прибавляя пояснение «Золотые Кресты». В XVIII в. произошел пожар, повредивший крышу и главы, и собор утратил примечательное название.
С запада к собору примыкает низкая паперть и возвышающаяся над ней колокольня. Первоначальная, построенная одновременно с собором колокольня была шатровой, видимо, в ней на 1760 г. над входом располагалась церковь Богоявления Господня. В 1880 г. старая колокольня была разобрана и выстроена новая в псевдорусском стиле. На колокольне имелось 10 колоколов, самый большой из которых весил более 220 пудов. На втором этаже колокольни была устроена ризница.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В. История православных храмов и монастырей / гл. ред. А.В.Камкин. Вологда: Древности Севера, 2014. С.39–40, 42–43. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/istzerkv/index.htm.
- Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ВГИАХМЗ). Ф.2. Оп. 1. Д.73. Л.122.
- Лебедев А. Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь. Вологда, 1899.
- Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.37. С.188. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/gori/index.htm.
- Суворов Н.И. Несколько материалов для истории вологодского Горнего Успенского женского монастыря // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. №6. URL: http://www.booksite.ru/vev/1872/1872_6_P.pdf.
- Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С.102. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/cherk/index.htm.
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ