Комплекс зданий Горнего Успенского монастыря
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: XVII – XIX вв.
Вид: ансамбль.
Статус: объект культурного наследия регионального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Бурмагиных.
Элементы ансамбля: Успенский собор с теплой церковью Сергия Радонежского, надвратная церковь Алексия, человека Божия, дом игуменьи, дом для воспитанниц монастырского приюта.
Краткое описание.
Первоначально постройки монастыря были деревянными. Первым каменным зданием стал одноэтажный корпус, называвшийся «богадельным» или «больничным», вторым – собор Успения Пресвятой Богородицы, к которому была пристроена теплая придельная церковь Сергия Радонежского. В конце XVIII в. монастырь был обнесен каменной стеной с круглыми башенками на углах. С 1869 года в монастыре существовал епархиальный учебно-воспитательный приют.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: с ноября 2014 г. образовано архиерейское подворье «Горне-Успенский женский монастырь». В 2016 г. зарегистрирована религиозная организация «Горне-Успенский женский монастырь г. Вологды, Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». О восстановлении монастыря можно узнать в группе Вконтакте.
ИСТОРИЯ
По мнению Н.И.Суворова, монастырь был назван Горним «от местности, на которой расположен, называвшейся в старину Горою, а Успенским – по соборной Успенской церкви». Здесь требуется уточнение. Название Горы имела вся местность, на которой располагалась прилегающая к монастырю древняя часть города – «горний» (высокий) берег реки Вологды.
Основание монастыря, начиная с Н.И.Суворова, традиционно датируется 1590 г. (Суворов, 1860, с.327–328). Однако, по мнению доктора исторических наук М.С.Черкасовой, монастырь существовал, по крайней мере, с конца XV в., а на 1590 г. приходится его возобновление, связанное с установлением монастырю царского «жалования» (Черкасова, с.102).
В писцовой книге Вологды 1627 г. содержатся сведения о размерах монастыря и составе руги: «А на манастыре 20 келий, а в них живут игуменья Домникея с сестрами; ворота святые створистые, покрыты; монастырь огорожен забором, в длину монастыря 140 с[ажен], попер[ег] тож; а по росписи игуменьи Домникеи с сестрами, которую они дали за отца своего духовнаго рукою, государева жалованья, годовые им руги: игуменьи по 2 рубля денег да хлеба по 2 чети ржи, овса тож, да 36 старицам по 1 рублю денег да по чети ржи, овса тож человеку, да на просвиры по чети пшеницы, да на свечи по пуду воску, да по полупуду ладану» (см. список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 г., с.141–142). За счет умелого руководства старицы Домникеи и «царского жалованья денежного и хлебного», которого она сумела добиться, монастырь быстро развивался. Но через какое-то время Домникея покинула монастырь, заявив, что «постигла ея немощь, и для немощи… тружатися и строити не может». В добровольном уходе настоятельницы можно усомниться, скорее всего, к этому привел конфликт с местным церковным начальством. Об этом свидетельствует тот факт, что возвращенная обратно по челобитной сестер она руководила монастырем еще 10 лет, пока не была отставлена «за бесчинства». О сложном характере первой игуменьи говорит то, что, покинув монастырь, она унесла с собой жалованные царские грамоты, и сестрам пришлось обращаться с челобитной к царю, чтобы восстановить выдачу царского жалованья.
В старинные времена монастырь, помимо прочего, служил местом отбытия наказания для лиц разных сословий. В частности, в середине XVII в. сюда была сослана по царскому указу настоятельница Семигородней пустыни Мариамна. Чуть позже сюда же была помещена Евдокия Шаншина за «незаконную винную продажу и воровство».
Постройки монастыря первоначально были деревянными: «Монастырь Успенской девичей, а на манастыре церковь Живоначальные Троицы да предел Николы Чудотворца, другой предел Сергия Радонежскаго чудотворца – древяны-клецки… Церковь Успения Пресвятой Богородицы – древяна вверх, а в церкви Божие милосердие образы, книги и ризы и всякое церковное строение мирское» (см. список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 г., с.141–142).
Монастырь был закрыт в 1918 г., но часть монахинь продолжала жить здесь до середины 1920-х гг. Успенский собор до 21 июня 1924 г. действовал как приходской храм. Позднее в зданиях монастыря располагалась воинская часть, а затем – пересыльная тюрьма НКВД. В советское время ограда монастыря была разобрана, с храмов сняты завершения. С середины 1960-х гг. храмы бывшего монастыря переданы на баланс органов культуры. С 1995 г. собор и Алексеевская церковь были переданы верующим и образовали единый приход с общиной храма Константина и Елены. В ноябре 2014 г. указом митрополита Вологодского образовано архиерейское подворье «Горне-Успенский женский монастырь».
В храме Успения Пресвятой Богородицы богослужение совершается по расписанию, среди чтимых святынь - ковчег с мощами Киево-Печерских чудотворцев. Действующий престол - Успения Пресвятой Богородицы.
В настоящее время в монастыре проводятся работы по ремонту помещений под кельи; состояние стен, полов и потолков неудовлетворительное. Необходима помощь в приобретении стройматериалов.
ОПИСАНИЕ
Первое каменное здание в монастыре было выстроено по инициативе архиепископа Симона, возглавлявшего епархию с 1664 по 1684 г., на средства Вологодского архиерейского дома. Это был одноэтажный корпус, называвшийся «богадельным» или «больничным»: он строился, чтобы в нём «жить престарелым, безместным и увечным старицам, и женам престаревшимся и скорбным, которым за древнею старостию и увечьем и болезнию пищи себе на пропитание ниоткуды собою приобрести не мочно, двенадцати человеком» (Суворов, 1872, с.154–155). В 1764 г. это здание сгорело во время большого пожара в монастыре и, видимо, было разобрано. В 1787 г. было дано разрешение на постройку каменного дома для священника, который вскоре и был построен. В 1870 г. над зданием был надстроен деревянный этаж (ул. Завражская, 3). Оно использовалось для общей трапезы сестер. Северный фасад здания сохранил кирпичный декор в стиле позднего барокко.
Второй каменной монастырской постройкой был собор Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в 1692–1695 гг., к которому в 1692–1699 гг. с севера была пристроена теплая придельная церковь Сергия Радонежского. В 1715–1716 гг. построена надвратная церковь во имя Алексия, человека Божия.
После реформы 1764 г. монастырь стал третьеклассным. В конце 1790-х гг. он был обнесен с четырех сторон трехметровой высоты каменной стеной с круглыми башенками на углах. Общая протяженность ограды составляла около 780 метров. С востока в ограде имелись большие трехпролетные святые врата, с юга – малые, пешеходные.
В 1826–1828 гг. на территории монастыря построен двухэтажный каменный настоятельский корпус (игуменский дом). В 1869 г. в монастырь были приняты десять малолетних девочек-сирот, чьими отцами были представители духовенства, что положило начало существованию епархиального учебно-воспитательного приюта. В 1870–1873 гг. был выстроен специальный каменный двухэтажный дом для воспитанниц монастырского приюта, который в 1882 г. был соединен с игуменским домом трехэтажным корпусом.
В 1869 г. рядом с богадельней был выстроен деревянный двухэтажный дом (ул. Завражская, 2) для проживания сестер. К югу от игуменского стоял построенный в 1875 г. Н.Н.Ратаевой одноэтажный дом (ул. Завражская, 2а), используемый как больница для насельниц монастыря. Имелись также пятнадцать деревянных келий, в которых жили в основном белицы, два амбара, каретник с конюшнями, баня, два погреба.
Монастырю также принадлежали несколько зданий за пределами его ограды: деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте, приобретенный в 1875 г. на монастырские средства, в котором проживал монастырский причт, и пожертвованный в 1881 г. С.А.Засецкой деревянный одноэтажный дом. Кроме того, монастырь владел двенадцатью сенокосными дачами в Вологодском и Грязовецком уездах общей площадью более 79 десятин, которые отдавались сначала на оброк, а потом в аренду. С 1797 по 1867 г. он также владел мукомольной мельницей на реке Вологде при селе Сергиеве. В 1860 г. по указу Святейшего Синода к нему была приписана находящаяся в Грязовецком уезде бесприходная Николаевская Озерская церковь, бывшая ранее храмом одноименного монастыря, и размеры земельных владений Горнего Успенского монастыря увеличились на 73 десятины. В 1885 г. в монастыре проживало 129 человек, в том числе 27 монахинь и 67 послушниц (Суворов, 1885, с.208). К концу XIX в. общие доходы монастыря в год составляли около 6000 рублей.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В. История православных храмов и монастырей / гл. ред. А.В.Камкин. Вологда: Древности Севера, 2014. С.38–43. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/istzerkv/index.htm.
- Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. Вологда, 1904. С.142. http://www.booksite.ru/fulltext/ist/och/nik/index.htm.
- Лебедев А. Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь. Вологда, 1899. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/gori/index.htm.
- Суворов Н.И. Несколько материалов для истории вологодского Горнего Успенского женского монастыря // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. №6. URL: http://www.booksite.ru/vev/1872/1872_6_P.pdf.
- Суворов Н.И. Время основания Горняго Успенского Девичья монастыря // Вологодские губернские ведомости. 1860. №47. URL: http://www.booksite.ru/vgv/page.php?y=1860&m=4646&r=0.
- Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С.102. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/cherk/index.htm.
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ