Датировка: 1783–1895 годы
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия регионального значения.
Документ о постановке на государственную охрану:
Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 25 июня 2019 года № 9-О/01-13 "О включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783-1895 гг.», расположенного по адресу: Вологодская обл., Белозерский район, д. Садовая, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения" Приказ № 9-О_01-13 от 25.06.2019 О включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Рождества Пресвятой Богороди (38460028 v3).pdf (gov35.ru)
Адрес: Вологодская область, Белозерский район, д. Садовая
Краткое описание.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы является интересным примером культовой постройки, сочетающем в себе черты барокко, классицизма и эклектики.
Состояние: неудовлетворительное. Здание разрушается.
Современное использование: не используется.
В первой половине ХVІІІ века на погосте Заболотье, недалеко от деревни Садовой (ранее она называлась Мерино), стояла холодная деревянная церковь, построенная Троицким Усть-Шехонским монастырём. Она сгорела между 1737 и 1780 годами от удара молнии во время грозы.
В 1783 году на средства прихожан началось строительство новой церкви: каменной, с колокольней и каменной оградой, которое завершилось к 1787 году. Согласно сведениям из охранно-учетной документации, в церкви сначала было два придела: во имя Николая Чудотворца и Ильи Пророка. В паспорте объекта культурного наследия значится следующее: «Вероятно, в середине XIX века был выстроен новый алтарь, срублен первоначальный декор на фасадах храма. Возможно, к этому же времени относится перестройка колокольни, хотя объём её, по крайней мере в первом ярусе, первоначальный. В 1895 году первоначальная трапезная была разобрана, а на её месте выстроена новая с тремя приделами: Николая Чудотворца, Ильи Пророка и Благоверных князей Ярославских».
В сборнике Новгородского статистического комитета за 1865 год есть подробное описание Заболоцкого прихода, хозяйственной деятельности прихожан: «На селе Заболоцком был скотный двор и келья, в коей постоянно жил один из братии Троицы Усть-Шехонского монастыря для наблюдения за рабочими и уходом за скотом; так, что следы дворища и до сих пор видны. Другая половина приходских людей занимались работою на меленке, получившей свое название от монастырской мельницы, устроенной на речке Филинке, впадающей в реку Шексну, начало же получившей из озер: Пушкинского, Туриковского и Боровского».
Из заметки в Новгородских епархиальных ведомостях известно, что в 1899 году приход посетил архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност.
В первой половина XX века храм, как и многие другие в нашей стране, был закрыт. В 60-х годах в здании случился пожар. В 90-е годы при обследовании для составления охранно-учетной документации храм уже пустовал и разрушался …
25 июня 2019 года приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 9-О/01-13 здание церкви принято на государственную охрану как памятник истории и культуры и включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ОКН РЗ). Этим же приказом обозначен и предмет его охраны.
21 октября 2020 года Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области приказом №8-О/01-07 утвердил границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783–1895 гг.», расположенного по адресу: Вологодская область, Белозерский район, д. Садовая, а 28 октября 2020 года приказом №24-О/01-11 охранное обязательство собственника ОКН, где регламентирован перечень работ по его сохранности.
В настоящее время храм не действует и разрушается. До сих пор на стенах храма сохранились росписи первой половины XIX века.
Стоящая на возвышенности кирпичная церковь является доминантой окружающего исторически сложившего природного ландшафта. Она построена в три этапа и в разных архитектурных традициях: основной храм – в стиле барокко, колокольня – в стиле зрелого классицизма, трапезная – в формах эклектики.
Цер¬ковь стоит на цоколе из валунов и имеет продольно-осевую симметричную композицию. Храм в виде двусветного четверика завершён световым небольшим восьмериком, поставленным над куполообразной кровлей и увенчанным глухим восьмигранным барабаном. С во¬стока примыкает прямоугольный, почти на всю ширину четверика, алтарь с полукруглой апсидой. Трапезная расширена двумя одинаковыми приделами с гране¬ными выступами алтарей. Высокая трёхъярусная с полуярусом колокольня обла¬дает стройной композицией.
Фасады разновременных частей церкви были решены по-разному. Фасады четвери¬ка храма от первоначального декора сохранили многообломный венчающий карниз, горизонталь которого прерывается в центре каждого фасада полукруглым фронтончиком (полуглавием). Карниз усложнялся поясом зубцов. Растёсанные окна первого света прямоугольной формы. На северном фасаде в центре расположен заложенный входной проём с лучковой перемычкой. Вокруг окон второго света видны следы срубленных рамочных наличников с лучковыми сандриками, харак¬терными для барокко. Первый и второй этажи на северном и южном фасадах четверика разделены междуэтажным карнизом, их углы выделены широкими пилястрами. Восьмерик храма прорезан окнами с лучковыми перемычками, на углах обработан пилястрами, скрадывающими рёбра граней, что является редким приёмом в провинциальной архитектуре. Упрощённый по характеру профилей венчающий карниз обогащён поясом зубчиков. Гладкие фасады апсиды, про¬резанные прямоугольными окнами без декора и завершённые скромным карнизом, отвечают принципам классицизма.
Декор трапезной эклектичен. Северный и южный фасады приделов в семь оконных осей симметричны. Окна прямоугольные: три центральных расположены более тесно и объединены высокими скобообразными сандриками; четыре боковых оформлены рамочными жесткого рисунка наличниками и увенчаны простыми сандриками-полочками. Уг¬лы трапезной отмечены рустованными лопатками. Профилированный венчающий карниз имел деревянную выносную часть.
Колокольня в традициях для зрело¬го классицизма обладает строгим и выдержанным декором. Западный фасад первого яруса с прямоугольным входным про-ёмом и полукруглым окном над ним оформлен портиком. Четыре попарно сгруппированных тосканских колонны несут антаблемент с треугольным фронтоном. Боковые части фасада, акцентированные арочными нишами, обработаны ленточ¬ным рустом. Полуярус прорезан полукруглыми окнами с рустованными архивольтами. Второй и третий ярусы прорезаны арочными проёмами звона и обработаны парами тосканских полуколонн. Арки второго яруса акцентированы клинчатыми замками, третьего яруса – рустованными архивольтами.
Внутри бесстолпный четверик храма при помощи угловых тромпов перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом, несущим световой барабан. Три арочных проёма ведут из храма в помещение алтаря, разделённое подпружными арками на три части. Центральная арка перекрывается коробовым сводом с распалубками и открывается в апсиду, перекрытую конхой. Арочный проём соединял храм с трапезной. Пространство самой трапезной было расчленено четырьмя попарно сгруппированными квадратными столбами, которые несли плоское перекрытие. Помещение трапезной отделено от боковых приделов стенами, прорезанными тремя арочными проёмами различной ширины. Первый ярус колокольни перекрыт сводом сложной формы. По сторонам центрального помещения располо¬жено две узкие камеры, в северной из которых находилась деревянная лестница.
В интерьере храма фрагментарно сохранилась масляная настенная живо¬пись. На своде четверика расположена круговая композиция: Саваоф со Святым Духом и архангелы. Ниже на своде изображены евангелисты. В настоящее время еле угадываются черты крупных композиции квадратной формы на стенах между окнами первого и вто-рого света и полукруглыми вверху. На северной стене: Воскресение и Рож¬дество Христово, на южной – композиция Христологического цикла. На западной стене: Богородичный цикл из пяти композиций (Коронование, Рож¬дество и т.д.). В алтаре в откосах центрального проёма, ведущего в храм, были расположены фигуры святых: на подпружной арке, отделяющей конху, в тех¬нике гризайль изображались восьмигранные кессоны с розетками. Конху занимала композиция «Тайная Вечеря». На стенах первого яруса колокольни были изображения Антония Римлянина, Христоса на троне, архангелов и святых.
Храм и первый ярус колокольни сложены верстовой кладкой из кирпича размером: 29 (31) х 14(16) х 7,5(8,5) см, шов обработан затиркой. В трапезной система перевязки – верстовая, кирпич: 25,5 (26) х 12(12,5) х 6,5 (7). В апсиде кирпич 27 (27,5) х 13 х 6,5 (7) см.
Утрачены главы храма и колокольни. Заложен северный входной проём храма. Уничтожены плоские перекрытия в трапезной и приделах. В значительной степени утрачены росписи в интерьере. Не сохранились иконостасы. Разобрана каменная ограда вокруг церкви. Реставрации не проводились.
1. Бочаров Г.Н. Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М.: Искусство, 1989. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/bocharov/index.htm
2. Новгородские епархиальные ведомости. 1899. 15 августа. № 16. URL: Посещение Высокопреосвященнейшим Феогностом, архиепископом новгородским и старорусским г. Белозерска и окрестных приходов (booksite.ru)
3. Новгородский сборник: [материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей: в 5 вып.] / Изд. Новгород. стат. ком-та; под ред. Н. Богословского. Новгород, 1865–1866. Вып. 1. 1865.
4. Паспорт памятника истории и культуры: Церковь Рождества Богородицы, 1783–1787 гг., середина XIX в., 1895 г. Вологодская область, Белозерский район, д. Садовая (Мерино, погост Заболотье) / составитель искусствовед Г.К. Смирнов. 1991 год. Май // Архив АУК ВО «Вологдареставрация».
5. Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 21 октября 2020 года № 8-О/01-07 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783-1895 г.г.», расположенного по адресу: Вологодская область, Белозерский район, д. Садовая» // Комитет по охране объектов культурного наследия [официальный сайт]. URL: Приказ № 8-0_01-07 от 21.10.2020 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Церков (41995150 v2).pdf (gov35.ru)
6. Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 28 октября 2020 года №24-О/01-11 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы», 1783-1895 гг., расположенного по адресу: Вологодская область, Белозерский район, д. Садовая» // Комитет по охране объектов культурного наследия [официальный сайт]. URL: Приказ № 24-О_01-11 от 28.10.2020 Об утверждении охранного обязательства.pdf (gov35.ru)
7. Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 25 июня 2019 года № 9-О/01-13 "О включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783-1895 гг.», расположенного по адресу: Вологодская обл., Белозерский район, д. Садовая, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения" // Комитет по охране объектов культурного наследия [официальный сайт]. URL: Приказ № 9-О_01-13 от 25.06.2019 О включении выявленного объекта культурного наследия «Церковь Рождества Пресвятой Богороди (38460028 v3).pdf (gov35.ru)
В 2022 году на средства партнера проекта АУК ВО «Вологдареставрация» на здании установлена информационная табличка с QR-кодом.
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru