Датировка: 1716 г.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия регионального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Решение исполнительного комитета Вологодского областного совета народных депутатов от 02.06.78 г. № 339 "О взятии на государственную охрану памятников и утверждении проекта охраняемых территорий памятников истории и культуры г. Белозерска".
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Комсомольская
Краткое описание.
памятник являлся архаизирующим образцом архитектуры второй половины XVIII века, своей планировочной структурой и декоративным убранством он тяготел к формам предшествующего столетия. Барочные мотивы определили завершение объемов апсиды и четверика.
Состояние: объект руинирован.
Современное использование:
не используется.
Первоначально называемая Троицкой церковь была построена, по данным церковной описи, в 1716 году «на сумму Белозерских граждан» и являлась монастырской. Центральный придел храма был посвящен Святой Троице, боковые приделы – Нерукотворному образу Спаса и Тихвинской иконе Божией Матери. Церковный устав, напечатанный в 1733 году, сообщает, что «1733 года декабря с восемнадцатого дня – да будет сия святая – книга при граде при Беле-Езере-Троицкого Святогорского монастыря – в церквах Божиих, – вечно в поминовении – Иерея Михаила – и схимонаха Досифея – Ивановских и диакона Иоанна и прочих – сродников – мене грешнаго иеромонаха Иосифа-Ивановскаго-Новозерца». Мужской Спасогорский Белоезерский монастырь «за бедностью» был закрыт, и храм «по общему согласию Белозерских граждан» стал кладбищенским.
В 1764 году было возведено ныне существующее здание церкви.
С 1840 года она, по избранию градских священноцерковнослужителей и по указу Белозерского духовного правления, находилась под заведованием священника Благовещенской церкви Иакова Никитского, церковный староста выбирался от «градского общества».
В храме в Духов день совершались богослужения, завершающие крестный ход из собора на валу по Спасогорской улице. Во время службы священники и дьяконы с кадилами ходили по могилам, поминая умерших.
После революции здание церкви использовали и как гараж, и как керосиновую лавку, и как склад кинофикации.
В 80-х годах XX века храм стал разрушаться. Были перерублены металлические «связи» – железные, кованые полосы, связывающие сооружение изнутри. В 1989 году рухнул северо-западный угол с частью сводов. В 2000 году произошли следующие обвалы.
Кладбище полностью уничтожили, построили жилые дома, проложили дорогу, водопровод.
В 2015 году воспитатель общежития БПОУВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж им. А.А. Желобовского» Поклонцева Любовь Николаевна, автор статьи «Народный памятник: работа по сохранению памяти о Спасогорском храме и о земляках, погребенных на Спасской горе», подняла вопрос об установке на Спасской горе Поклонного креста. Предложение ею в качестве председателя ветеранской организации колледжа было вынесено на обсуждение во время встречи ветеранов и безоговорочно принято: многих волновала участь и Спасогоского храма, и кладбища возле него.
Ветеран педагогического труда колледжа Ксенофонтов А.А. выяснил, в чьей собственности находится земля возле храма и возможна ли на ней установка Поклонного креста. Был организован субботник по приведению в порядок территории возле храма, в котором приняли участие многие горожане.
Отец Александр указал точное место для установки креста. С просьбой о его изготовлении инициативная группа обратилась к первому заместителю главы района Денису Александровичу Соловьеву и получила ответ: брус предоставят индивидуальные предприниматели Олег Александрович Хромов и Юрий Олегович Алексеев. По ходатайству Дениса Александровича и главы города Александра Леонидовича Шоленинова, директор ООО «Жилищник» А.А. Мельников обещал сделать крест безвозмездно. Создавал его плотник Владимир Николаевич Астахов, а помогал ему Залогин Александр Сергеевич.
Владимир Николаевич сделал и опору для баннера, подготовленного художником-оформителем Василием Ивановичем Смирновым, с информацией по истории Троицкого монастыря. Установили его плотники Александр Павлович Макеев и Анатолий Александрович Шингин.
16 июня 2016 года крест был поставлен работниками ООО «Жилищник», МУ «Горзаказчик», ООО «Водоканал». При этом присутствовали отец Александр, глава района Евгений Владимирович Шашкин, глава города Александр Леонидович Шоленинов, Александр Александрович Мельников, Александр Николаевич Соловьев, Михаил Николаевич Столяров.
17 июня состоялось освящение креста. Благочинным Белозерского округа настоятелем Успенского храма города Белозерска протоиереем Александром Стуловым была отслужена лития по усопшим. Рядом с крестом появились гранитные плиты с именами людей, погребенных на Спасогорском кладбище, – в списке значатся более 100 человек. Восстановлением имен занимались прихожане храма. Сведения о похороненных на Спасогорском кладбище священниках, купцах, учителях, рабочих, воинах собирала и журналист Бурова Лариса Анатольевна, которая своевременно и подробно информировала с помощью газеты «Белозерье» обо всех происходящих на Спасской горе событиях, обращаясь с просьбой о сборе пожертвований: в итоге была получена и финансовая, и физическая, и моральная поддержка.
«Из книги А. А. Бронзова “Белозерское духовное училище за сто лет его существования” мы, – пишет Лариса Анатольевна, – знаем имена священников и преподавателей училища, похороненных на Спасской горе: Григорий Иванович Рарский, Иван Степанович Рождественский и Арсений Васильевич Ферапонтов, у которых учился протопресвитер А. А. Желобовский, Александр Васильевич Спасский, учитель духовного училища, Михаил Павлович Беляев, настоятель храма Иоанна Богослова, его сын Александр Михайлович Беляев, настоятель храма Иоанна Предтечи, Михаил Кузьмич Соколов, учитель духовного училища, друг протопресвитера А. А. Желобовского по семинарии, в Белозерске считали его вторым Иоанном Кронштадтским, Садоф Александрович Бронзов, брат А. А. Бронзова, учитель духовного училища, титулярный советник, Иван Осипович Николаевский, смотритель духовного училища, “колоссальная величина”, как пишет о нем А. А. Бронзов. Некоторые имена удалось прочесть на сохранившихся могильных плитах: мещанин Николай Кузьмич Кожевников, купец Николай Павлович Капорулин, остальные надписи разобрать пока не удалось».
В дальнейшем у Поклонного креста была обустроена площадка Владимиром Геннадьевичем Кривоноговым, мастером по изготовлению и укладке плитки.
Дореволюционные священнослужители Троицкой кладбищенской церкви (церкви Спаса на Горе):
1791-21.06.1809 - священник Николай Иванов (из дьякона, умер 21.06.1809)
04.02.1862-13.10.1886 – священник Пётр Васильевич Надпорожский, умер от чахотки 13 октября 1886 года в возрасте 48 лет.
1905-1907,1910,1916 – священник Александр Михайлович Беляев
1788 - дьякон Николай Иванов (1791 - рукоположен в священники к этой же церкви "по выбору приходских людей")
1877 – староста мещанин Инюшин
Остатки кирпичного здания церкви расположены на высоком холме к юго-востоку от древнего городища.
Особенностью его объемно-пространственной композиции было сочетание очень высокого двусветного четверика храма и примыкающих к нему, сильно пониженных объемов алтаря и трапезной с двумя ассиметричными приделами, которые завершались полукруглыми апсидами неправильной формы.
Высокая полукупольная кровля апсиды алтаря обладала стропильной конструкцией, была покрыта железом. Кровля же четверика была выполнена в виде невысокого четырехгранного купола. Трапезная была крыта в два ската.
В интерьере малоосвещенное пространство четверика было перекрыто сомкнутым сводом. Из храма в апсиду открывалась широкая полуциркульная арка, а в трапезную из четверика вели два проема: широкий – в центре западной стены и узкий – в растесанном северо-западном углу храма, выходящий в апсиду северного придела.
Низкое помещение трапезной было перекрыто сложной системой сводов: в центральной части свод был крестовым, а в боковых – коробовым с лучковыми распалубками от оконных проемов.
В толще западной стены трапезной была устроена лестница, ведущая на верхние ярусы колокольни. Колокольня, квадратная в плане, стояла на одной оси с храмом.
Первоначальный, воспроизводящий отдельные мотивы убранства церкви Спаса Всемилостивого декор был стесан, а его следы были скрыты под плотным слоем поздней штукатурки.
На южной и северной стенах первого яруса четверика располагались по одному дверному проему с арочной перемычкой, оформленные тягой в виде полуовала, имеющего килевидное завершение. Декорирован этот ярус был по углам широкими лопатками и раскреповывающимся по ним карнизом, который переходил на апсиду и трапезную, объединяя их. К востоку от дверного проема с кованой железной дверью находилось окно первого света с лучковой перемычкой, помещенное в неглубокую прямоугольную нишу.
Второй ярус, украшенный более узкими пилястрами, чем первый, был симметричен относительно центральной оси, слева и справа от которой были сделаны по одному оконному проему с лучковым завершением. Под кровлей проходил карниз, идентичный карнизу первого яруса из тройного поребрика, выложенного на плашку.
Углы трапезной были отмечены пилястрами и лопатками.
Во второй половине XIX века здание подверглось значительным изменениям: были растесаны окна трапезной, сбиты карнизы, фасады оштукатурены и побелены.
Ко второй половине XX века было утрачено завершение храма, разрушена колокольня (тогда еще сохранялись остатки трех пилонов первого яруса). В апсиде уже был пробит широкий проем, в верхней части заложенный новым кирпичом. Поздние кровли трапезной и четверика были частично утрачены. К тому времени на половину высоты были заложены северные окна трапезной. Отделка интерьера не сохранилась.
Сегодня храм представляет собой руины.
Автор - М.С. Герасимова
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru