Датировка: 1728 г.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Дзержинского, 8
Краткое описание.
Приходской храм, построенный в северной части Белозерска, благодаря выразительному силуэту и выгодному местоположению, является одной из самых узнаваемых доминант панорамы города. Отличительными чертами храма является архаичное для XVIII века завершение четверика двумя ярусами кокошников и пятиглавием, а также широкий изразцовый фриз. Рельефный кирпичный декор храма выполнен, как у многих построек первой половины XVIII века, с использованием традиций московского узорочья. На шатровой колокольне находятся современные колокола.
Состояние: хорошее.
Современное использование:
действующий приходской храм.
В начале XVII века там, где сейчас стоит церковь Спаса Всемилостивого, находился Андреевский мужской монастырь. В монастыре была церковь Святого Апостола Андрея, церковь Происхождения Честного Креста Господня и Сретения Иисуса Христа и 12 келий. В 1612 году монастырь «сожгли литовские люди».
Во второй половине XVII века здесь уже стояла шатровая деревянная церковь, освященная во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь была двухъярусной, с трапезной, папертью и колокольней с часами. По названиям престолов, видно, что церковь являлась преемницей Андреевского монастыря. В верхнем храме было два престола – Дмитрия Солунского и Преображения Господня. Нижний зимний храм был освящен во имя Сретения Господня, в нём было два придела – во имя Святой Великомученицы Екатерины и Святого Апостола Андрея Первозванного. При храме существовало кладбище.
Сохранившаяся до наших дней церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1716–1723 годах, – один из ранних каменных храмов Белозерска. В 1753 году церковь обгорела и была возрождена к 1755 году. В 1788 году храм Спаса Всемилостивого был приписан к Преображенскому собору для улучшения содержания соборного причта. В 1865 году при соборе и приписанной к нему Спасской церкви состояло 455 прихожан – жителей Белозерска: 198 мужчин и 257 женщин. Местные жители называли церковь «Спас под горою» (в отличие от другого храма – Спаса на горе), а после постройки в 1840-х годах Белозерского обводного канала, проложенного неподалёку от церкви, появилось еще одно название – «Спас на канале».
Наиболее известен был последний настоятель храма – отец Александр Юшковский, служивший здесь в начале ХХ века. Отец Александр состоял одновременно законоучителем в женской гимназии и на женских педагогических курсах, избирался членом Новгородского епархиального училищного совета и депутатом на окружные и епархиальные съезды.
В церкви было пять престолов: в холодном храме – главный во имя Спаса Всемилостивого, а также Сретения Господня и апостола Андрея Первозванного; в теплом храме – великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины.
В 1930-х годах храм Спаса Всемилостивого был закрыт. Здание в разные годы использовалось под различные хозяйственные нужды, мастерские, пекарню, спортзал, затем было передано в ведение музея.
После реставрации 2011–2012 годов планировалось, что обновленная церковь Спаса Всемилостивого станет одним из основных объектов музейного показа, здесь будут работать экспозиции, связанные с историей Православия в крае, а по большим церковным праздникам по согласованию с Вологодской епархией в храме будут проходить богослужения. 14 августа 2012 года в храме впервые после многолетнего перерыва архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом был совершен молебен. В 2015 году указом епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана был образован приход храма Спаса Всемилостивого, настоятелем которого назначен иерей Дионисий Васеничев. 15 марта 2016 года, в день празднования иконы Божией Матери «Державная», храм был официально передан верующим.
22 мая 2016 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в возрожденном храме состоялась первая Божественная Литургия, которую отслужил настоятель храма иерей Дионисий Васеничев в сослужении с наместником Спасо-Прилуцкого монастыря игуменом Игнатием (Молчановым). Храм относится к Череповецкой епархии Вологодской митрополии.
Дореволюционные священнослужители церкви Всемилостивого Спаса:
с 28.07.1759-1763 – священник Семён Андреев
1905-1907,1910,1916 – священник Александр Иванович Юшковский
с 1759-1763 – дьячок Фёдор Алексеев
с 1758-1763 – пономарь Косма Ильин
Композиция храма в целом характерна для первой половины XVIII века. К четверику холодного храма с запада примыкает низкая трапезная с теплым храмом, два престола которого расположены в выделенных апсидами выступах, огибающих четверик с севера и юга. С запада на главной оси здания находится шатровая колокольня, под которой устроен вход в теплый храм. Необычны для своего времени такие особенности как завершение четверика в виде двух рядов крупных кокошников, расположенных в одной плоскости и поставленных вперебежку (в шахматном порядке), а также венчающее храм пятиглавие и трёхчастный алтарь, вызывающие в памяти образ храма в стиле московского узорочья предшествующего столетия. Элементы и сама идея богатого рельефного кирпичного декора также заимствованы из арсенала стиля «узорочья» XVII века, хотя элементы декора и выполнены более сдержанно, иногда почти сухо. Фасады обильно украшены: в храм ведут перспективные порталы, большие окна четверика обрамлены валиковыми наличниками с «бусинами» и килевидными завершениями, окна алтаря и трапезной обрамлены полуколонками и завершены двойными кокошниками, по углам четверика расположены пучки полуколонок с «бусинами», стены апсиды и теплого храма украшены полуколонками и рамочными пилястрами, сложные цоколи и карнизы украшены поребриком и городками и т. д. Яркая особенность храма, уникальная для Белозерска, – широкий пояс из двух рядов прямоугольных полихромных изразцов. Возвышающиеся над четырехскатной кровлей пять стройных барабанов с луковичными главами декорированы аркатурными поясками и простыми карнизами. Только центральный барабан – световой, остальные — ложные. Кресты храма кованые, ажурные. На нижней перекладине центрального креста указана дата его установки – 1783 год. С востока к четверику примыкает низкий трехапсидный алтарь с высокой барочной кровлей колоколообразной формы, увенчанный маленькой главкой. Восьмигранная колокольня храма также выполнена в традициях «узорочья»: углы поставленного на четверик столпа обрамлены пучками полуколонок с «бусинами», ярус звона оформлен в виде круглых столпов с валиками и поребриком, соединенных ограждением с нишками-ширинками, шатер прорезан двумя рядами маленьких окон-слухов и увенчан луковичной главкой.
В интерьере бесстолпного холодного храма сохранились лишь обрамленные пышной рокайльной лепниной картуши с остатками росписей и венчающий стены карниз. На фотографии С.М.Прокудина-Горского 1909 года можно увидеть центральную часть достаточно скромно оформленного резного иконостаса XVIII века, не сохранившегося до наших дней.
Архитектор-реставратор Елена Михайловна Никитина, автор проекта реставрации храма 2010 года, так рассказывала о церкви Спаса Всемилостивого: «Свой нынешний вид она приобрела именно в 1755 году, когда была «возобновлена» после пожара 1753 года. Поэтому в ней много и от русского узорочья, и эпоха «елизаветинского» барокко оставила свой след. Церковь очень красивая, я ею просто любуюсь! Сейчас вокруг нее плотная застройка – нет простора, чтобы ее увидеть. Но замечательный вид на церковь открывается с вала. Это необыкновенно цельный и гармоничный памятник, пропорции его великолепны. Церковь очень интересна также своими декоративными элементами: затейливое барочное завершение алтарных апсид, двухъярусный фриз из ложных закомар и изразцовый пояс создают неповторимое впечатление «украшенности». Если сравнить церковь, например, с вологодским Софийским собором, который я тоже очень люблю, – мощным, монументальным, полным энергии, – то она выглядит удивительно нежно, «по-женски», как будто в кружевах».
В пожаре 1753 года были безвозвратно утрачены внутреннее убранство и иконостас первой четверти XVIII века. В 1755 году церковь отремонтировали. В XVIII–XIX веках храм поновлялся. В конце XVIII века над тремя апсидами у восточной стены храма была возведена барочная колоколообразная кровля. Судя по фотографии С.М. Прокудина-Горского, к 1909 году окна трапезной были значительно расширены, а ярусы кокошников в основаниях глав – стесаны, шатер колокольни был лишен окон-продухов и покрыт упрощенной железной кровлей.
В советское время в ходе приспособления здания под спортивное учреждение центральное алтарное окно было растёсано под дверной проём, сделаны деревянные пристройки, а в четверик разделили на два этажа, устроив в нём перекрытие и лестницу.
Первая серьёзная реставрация здания была проведена в 1980-е годы. В ходе работ были восстановлены в прежнем виде растесанные оконные проемы, утраченные кованые решетки и кирпичный декор фасадов, заменены отдельные обветшавшие изразцы и деревянные элементы, покрыты медью алтарная апсида и главы. На рубеже 1980-х – 1990-х годов силами волонтерского отряда «РеставросЪ» (г. Москва) были проведены работы по отведению грунтовых вод от фундамента храма. Константин Иванович Козлов (1962–1998), основатель Молодёжного Центра «РеставросЪ» Всецерковного православного молодёжного движения Московского Патриархата, в своей книге рассказал о сложившейся ситуации: «В реставрации и этого храма принимал участие московский отряд «РеставросЪ» — побелка, земляные работы... Положение памятника очень серьёзное. Когда дело дошло до устройства в храме пола на первоначальном уровне, понадобилось снять слой позднего грунта. И вот здесь-то проблема обозначилась совершенно чётко — на глубине всего в штык лопаты из-под земли хлынула вода. Храм стоит на воде, а его фундаменты — в воде. Вот и опять приходится помянуть «добрым» словом Волго-Балт. Это его плоды — поднятие уровня Белого озера повлекло за собой поднятие уровня грунтовых вод. Храм стоит почти на уровне озера, к тому же регулярные подсыпки проезжей части улицы привели к тому, что памятник оказался в «яме», где скапливаются ещё и дождевые, талые воды — дренажной системы для отвода воды, разумеется, не устроили. Так и стоит храм «по колено» в воде. Подойдите ближе, взгляните на нижнюю часть стен — они насквозь мокрые, штукатурка отслаивается, кирпич крошится... До недавнего времени в храме Спаса Всемилостивого размещался спортзал. Подо что только не приспосабливали храмы! Хотя зачастую «приспособление» спасало их от сноса или естественного разрушения. Здание живёт, пока в нём люди. Даже законсервированное, но пустующее здание обречено на медленную гибель. Гибель, но не осквернение. Что хуже? Не знаю... Во всяком случае, ни то, ни другое не лучше. Лучше, когда в храме – храм».
Конструктивные проблемы в ходе реставрации 1980-х годов решены не были. «Бетонные обоймы, выполненные тогда на фундаментах под столбами в трапезной, – отмечает архитектор-реставратор Елена Михайловна Никитина. – впоследствии разорвало, столбы, на которых покоятся своды, просели и оторвались – образовались трещины, деструкция кирпичной кладки наблюдалась по всему периметру».
В 2011–2012 годах к юбилею Белозерска церковь была вновь отреставрирована. Работы вела московская реставрационная организация «Промпроект». Сооружение Мариинской водной системы в начале XIX века привело к значительному подъему уровня подземных вод в прибрежной части территории Белозерска, негативному воздействию которых постоянно подвергается фундамент и стены церкви. «Поэтому была проведена консервация стен при помощи инъецирования (в отверстия в стенах под давлением подается скрепляющий раствор), – рассказывет Е.М. Никитина. – Под столбами пришлось укреплять фундаменты, убирать приклад кирпича ХХ века в нижней части столбов, инъецировать и осушать подлинную кладку. Столбы были взяты в металлическую обойму и заново облицованы большемерным кирпичом, аналогичным подлинному, использовавшемуся при строительстве. Еще одной проблемой, влияющей на сохранность церкви, является высокий уровень культурного слоя. Его необходимо было понизить, чтобы избежать капиллярного подсоса. Мы срезали грунт, сколько смогли, чтобы не «утопить» церковь в поверхностных водах. Кроме консервации конструкций фундаментов, стен и стропильной системы, выполнен большой объем работ по реставрации декоративных элементов. Вычинен изразцовый фриз. Защищен от разрушения пояс из закомар – они покрыты медью. Заменены фрагменты из просечного металла на крестах, причем их не снимали – восполняли на месте, с лесов… Большая часть столярных изделий, выполненных в XX веке, заменена – в церкви теперь новые оконные рамы и двери. Проведена консервация внутренней двери из притвора в трапезную – она полностью подлинная, включая металлические кованые детали». В интерьере храма появились белокаменные полы, расчищены и оштукатурены стены, благоустроена окружающая территория. Храм по-прежнему нуждается в реставрации живописи и рокайльной лепнины.
Авторы - М.В. Васильева, А.В. Суворов
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru