Датировка: 1563 г.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Карла Маркса, 43
Входит в ансамбль:
Входит в храмовый комплекс: собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Богоявления Господня.
Краткое описание.
Первая каменная постройка в Белозерске, исторически – главная святыня белозерского посада. Храм представляет собой редкий для Вологодчины образец новгородского каменного зодчества. В соборе сохранился золоченый барочный иконостас XVIII века, сохранивший ряд более древних икон. Со старинным храмом связано много преданий.
Состояние: хорошее.
Современное использование:
действующая приходская церковь.
Деревянная Успенская церковь была возведена в 1398 году. Со временем обветшавшую и переставшую вмещать всех прихожан церковь решили перестроить. Новое здание собора, также деревянное, сгорело во время пожара, произошедшего между 1462 и 1497 годами.
Сохранившийся до наших дней каменный храм возведён по указу царя Ивана Грозного на месте ранее существовавшего Успенского женского монастыря. Возводить его должны были ростовские зодчие Горяин Григорьев Царёв и Третьяк Борисов Ростовка. Сохранилась порядная грамота (подрядный договор на строительство церкви), заключенная причтом и прихожанами Успенского храма с мастерами, в которой, в частности, сказано: «Се аз, Горяин Григорьев сын Царев, да аз, Третьяк Борисов сын Ростовка, порядилися есми на Белеозере церковь ставить Успения Пресвятыя Богородицы каменную... А церковь ставить как в Кирилове монастыре церковь Успения Пресвятыя Богородицы, гладким делом, и в стене нам доспети место колоколам болшим и меншим, и часовню нам поставить на церкве. И взяти нам от того дела за стенщики и за мастерство девяносто рублев...».
В северо-западном углу храма, действительно, была сооружена часозвоня. Звонница из двух арок для колоколов возвышалась над стеной церкви (видимо, она была разрушена в XVIII веке в ходе переделки кровли), а в стене находился часовой механизм. Внутренняя лестница в северо-западной стене (куда можно попасть через дверь, расположенную слева от входа в храм) ведет в часовую палатку (помещение для обслуживания механизма не сохранившихся до наших дней часов), расположенную почти под самыми сводами собора. В полу палатки есть небольшое отверстие для опускания гирь часов, переходящее в идущий почти до самой земли каменный колодец. По преданию, бой часов сопровождался появлением на площадке звонницы монашеских фигур в тёмных одеяниях: три часа – три фигуры, шесть часов – шесть фигур и т.д. Часовая палатка перекрыта полулотковым сводом, над которым сохранилось основание звонницы с четырьмя массивными столбами. Часовую палатку порой называют «кельей столпника», полагая, что здесь жил отшельник-столпник. С ней же, очевидно, были связаны распространявшиеся когда-то слухи о «каменном мешке» в Успенской церкви и проводившихся здесь пытках.
В Смутное время, согласно преданию, Успенский храм подвергся разорению и поруганию: в нём ставили лошадей и разводили огонь. Свидетельством этого предание называет след от конской подковы на местной иконе Тихвинской Божией Матери и торчащую из стены под потолком в алтаре обгоревшую деревянную балку.
В Выписке из Белозерских писцовых книг, письма и меры стольника Никиты Ксенофонтовича Тараканова и подьячего Игнатья Пигина 1670-х годов сказано: «На посаде церковь каменная о пяти главах во имя Успение Пречистыя Богородицы, а в ней два пределы: предел Алексея Митрополита, другой предел Входа во Иеросалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; на церкве главы крыты чешуею деревяною; церковь крыта тесом. В церкве [следует описание находящегося внутри имущества и проч.]... А церкви каменная и деревянная с пределы, и в церквах образы и всякая церковная утварь и колокола строение мирское приходских людей. У церквей старого кладбища с восточную 11 сажен, с южную сторону 18 сажен без трети, с западную сторону 16 сажен с полусаженью, с северную сторону 20 сажен; да вновь прибавлено с восточную сторону 9 сажен, с южную сторону 2 сажени с третью, а с западную сторону прибавить нельзя, для того, что проезжая улица...». Один из приделов храма расположен в юго-западном углу храма, и попасть в него можно по внутристенной лестнице через внутреннюю дверь в южной стене храма. Наличие в храме этого придела давало основу для легенд о содержании в нём именитых узников, в том числе Ксении Годуновой.
Успенский храм – холодный (летний). В конце XVIII века рядом с ним вместо деревянного построен сохранившийся до наших дней тёплый (зимний) каменный храм во имя Богоявления Господня, они составляют единый архитектурный ансамбль. На колокольню Богоявленской церкви, после того, как в первой половине 1990-х годов в Санкт-Петербурге была с помощью лазерной сварки заварена большая трещина, поднят большой колокол-благовестник, долгое время стоявший на паперти Успенского храма (согласно описям белозерских храмов, этот колокол до этого вообще не поднимали на колокольню). Колокол отлил в 1545 году знаменитый литейщик Михайло Андреев, о чем свидетельствует надпись, которая тянется по краю его «юбки»: «Божию милостью и Пресвятые Его Богоматере заступлением и помощию и всех святых молитвами в лето 7053 месяца ноября 21 день... в богоспасаемом и преименитом и славном граде Пскове лит был сии колокол ко храму святых чудотворец Козмы и Демьяна на Запсковье... А мастер преименита и славна града Пскова Андреев сын псковитин Михаиле». Высота колокола – 140 см, диаметр – 120 см. Он украшен орнаментом, состоящим из стилизованных растений и фигур животных. Согласно преданию, звон колокола не понравился псковичам и он был продан белозерским торговым людям. По другой версии, выдвинутой Г.Н. Бочаровым и В.П. Выголовым, он был сослан на Белоозеро Иваном IV этот за какую-то «провинность» (возможно за призыв к бунту) – подобные примеры отношения к колоколам как к людям в истории известны.
Храм пятиглавый. Его фасады членятся лопатками на три прясла. Стены увенчаны килевидными закомарами. Декоративное убранство храма сдержанное. На главном, центральном барабане идёт пояс двойных висячих арочек с остроконечными завершениями. Декор мощных полукруглых апсид, пропорционально соотносящихся с основным кубом храма, традиционен – это тройной пояс: сверху вниз – нишки, бегунец, поребрик. Оформление дверных проёмов – перспективное, как бы уходящие в глубь стены. Их в храме три – с юга, севера, и запада. Толстые стены, скупой декор, узкие окна-бойницы, широкие лопатки фасадов и крупные главы на мощных, приземистых барабанах придают храму массивность и суровость.
Интересно, что обозначенный в порядной грамоте в качестве образца кирилловский и белозерский храмы оказались сходны лишь размерами в плане (18×22,5 м). Искусствоведы Г. Бочаров и В. Выголов отмечали, что церковь Успения «оказалась по своим формам очень далекой от избранного образца. Мастера, по-видимому, отказались от обычной практики, когда при сооружении здания использовали уже существующую общую пространственно-композиционную схему или какие-либо отдельные формы прототипа; они следовали лишь его общим размерам в плане. Что же касается самой архитектуры храма, то она имеет совершенно иной и к тому же чуждый ростово-белозерским памятникам XV–XVI вв. характер. При общей кубичности объема Успенская церковь совершенно статична, она полностью лишена какой-либо динамичности. Упрощенные, сильно уширенные лопатки, заменившие изящные пилястры кирилловского собора, хотя и членят фасады на прясла, но придают храму несравненно большую массивность. На северо-западном углу прежде помещались часы, а выше, над кровлей, – звонница… Мощная лопатка полностью преобладает здесь над узким пряслом, уширенная вверху ступенчатым напуском кирпичей. Прясла стен увенчаны килевидными закомарами, однако дополнительные ярусы кокошников, образующие пирамидальную кровлю в кирилловском памятнике, здесь отсутствуют. Пять крупных глав на приземистых, массивных барабанах с килевидными кокошниками в основании (скрыты поздней кровлей) еще более утяжеляют здание.
На этой новой основе и строится пластичность архитектурных форм церкви Успения. Очень скульптурны ее три довольно низкие, округлые апсиды, сильно выступающие и перекрытые каждая своей кровлей; верхние части их украшает весьма традиционная лента декора из поребрика, бегунца и прямоугольных нишек. Пластично трактованы и сами стены, лишенные декора, с немногочисленными оконными проемами без наличников, подчеркивающими их неровную поверхность и мощь. Перспективные порталы упрощенного рисунка как бы утоплены внутрь стен, врезанные в их толщу. Верх барабанов украшает пояс двухуступчатых пятиугольных нишек, превращенный на средней главе в килевидную аркатуру. Все эти черты в значительной степени роднят Успенскую церковь с новгородскими памятниками XVI в. Очевидно, ростовские зодчие при ее сооружении больше ориентировались на архитектуру Новгорода и Пскова, нежели на собор Кирилло-Белозерского монастыря.
Это хорошо заметно и в интерьере церкви с угловыми палатками. Повышенные подпружные арки сделаны очень узкими, составляя лишь треть ширины столбов, а в основании малых барабанов применены небольшие ступенчатые арочки. Вверху, в юго-западном углу храма, на «палатях», устроен небольшой закрытый придел с сомкнутым сводом, а в северо-западном углу – часовая палатка, куда поднимались по внутристенным лестницам».
Известный архитектор-реставратор Сергей Сергеевич Подъяпольский согласился с мнением Г. Бочарова и В. Выголова и дополнительно указал множество прямых соответствий архитектуры Успенского храма особенностям, характерными только для новгородских храмов XVI века, и предположил, что «какие-то внешние причины (другой царский заказ, болезнь или смерть) помешали Горяину Григорьеву осуществить намеченное строительство каменного храма в Белозерске по образцу собора Кириллова монастыря», и вместо названного в порядной грамоте известного и уже пожилого ростовского зодчего «к этой работе могли быть привлечены мастера-новгородцы». Его вывод был категоричен: «знакомство с архитектурой Успенской церкви позволяет включить в круг памятников новгородского зодчества XVI в. еще одно значительное сооружение».
К началу XVII века в Успенском соборе помимо главного престола было два придела: Алексея Митрополита Московского и Входа Господня в Иерусалим (вверху).
В интерьере Успенского собора сохранился барочный иконостас XVIII века со старинными иконами, декорированный резьбой и лепниной, но достаточно сдержанно для того времени. Более ранний тябловый иконостас, предшественник нынешнего, кратео описан в дозорной книге 1617/18 года: «А в церкве на тябле Деисус, а в нём 12 образов на золоте; на другом тябле 20 образов, а на них писаны праздники; на тябле 18 образов, а на них писаны пророки; двери царьские и столпцы, и сени на золоте...». Многие старинные иконы и царские врата были перенесены в новый иконостас. «Судя по отдельным расчищенным иконам, они созданы той же артелью местных мастеров, что в те годы писали иконы для иконостаса церкви Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре, – отмечают Бочаров и Выголов. – Их отличает та же чуть сумрачная насыщенная цветовая гамма, несколько грубоватый рисунок и провинциальная манера исполнения».
На основании новгородских аналогов предполагают, что главы, изначально крытые лемехом, вероятно, имели иную (близкую к шлемовидной) форму и увенчивались деревянными крестами. В XVIII веке появился притвор у входа в храм; окна были растёсаны; первоначальное пощипцовое тесовое покрытие сменила четырёхскатная крыша (но под кровлей сохранились невидимые снаружи завершения закомар и пояса кокошников у основания барабанов, основания столбов звонницы); главы получили луковичную форму и покрытие железом, и были увенчаны коваными крестами; построен новый иконостас, включивший многие старые иконы.
В 2004 году из Успенского храма были украдены уникальные царские врата ХVII века. Деревянные створки врат были шириной 50–60 см, высотой 2 метра; на них – изображения евангелистов и Благовещения (темперная живопись). На обеих створках были композиции, состоящие из трех клейм: на правой – «Пресвятая Богородица», «Евангелист Матфей», «Евангелист Марк»; на левой – «Архангел Гавриил», «Евангелист Иоанн Богослов», «Евангелист Лука».
В 2012 году выполнены реставрационные работы по кровле и фасадам храма.
Авторы - М.В. Васильева, А.В. Суворов
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru