Церковь Дмитрия Солунского
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1709 г.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Указ Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Дымково, ул. Первая, 1.
Входит в ансамбль: ансамбль Дымковских церквей.
Престолы: великомученика Димитрия Солунского.
Краткое описание.
Храм Дмитрия Солунского – главный храм ансамбля приходских Дымковских церквей. Согласно преданию, первые деревянные церкви в Дымково были построены в память участия устюжан в Куликовской битве. Каменный храм Дмитрия Солунского построен в эпоху начала проникновения в местную архитектуру стиля барокко, что нашло отражение в его архитектуре. Этот храм является свойственным для Великого Устюга образцом бесстолпной пятиглавой церкви и одним из первых примеров использования в местной строительной практике восьмигранных барабанов. Он выделяется нарядным кирпичным декором и хорошо сохранившимся убранством интерьера.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: используется Великоустюгским государственным музеем-заповедником для внешнего показа.
ИСТОРИЯ
Церковь Дмитрия Солунского входит в ансамбль Дымковских церквей, расположенный на правом берегу Сухоны в Дымковской Слободе. Считается, что первые деревянные церкви были построены здесь в 1383 г. в память участия устюжан в Куликовской битве 8 (16) сентября 1380 г. Посвящение церквей св. Дмитрию Солунскому и св. Сергию Радонежскому указывает на то, что приход, действительно, мог быть основан либо в период властвования великого князя Дмитрия Донского (1350–1389), либо его ближайшими родственниками или потомками. Дмитрий Солунский почитался как небесный покровитель этого великого князя, а общественная деятельность преподобного Сергия Радонежского (около 1314–1392 гг., канонизирован в середине XV в.) была направлена на поддержку объединения Руси вокруг великокняжеского дома, и он своей подписью свидетельствовал завещание князя Дмитрия, установившее новый порядок наследования престола. Дымково долгое время было удельной собственностью великокняжеского рода. Впервые Дымково упомянуто в 1461 г. в завещании внука Дмитрия Донского великого князя Василия Тёмного.
Церкви не раз строились заново после обветшания или пожаров. По сообщению летописи, в 1539 г. «казанские татары да черемесы... сожгли у тех на посаде Дымкове две церкви, церковь св. мученика Димитрия, да церковь теплую Сергия Чудотворца». Старейшее описание Дымковских церквей сохранилось в писцовой книге 1630 г.: в окружении деревянной ограды и кладбища располагались «церковь Дмитрия Солунского чудотворца, древяна вверх, да теплая церковь Сергия Радонежского чудотворца древяна клетцки» и отдельно стоящая «колокольня рубленная шатровая, на ней 7 колоколов».
Каменная холодная церковь в Дымково была заложена 6 апреля 1700 г. Строительство завершилось в 1708 г. Освящение церкви во имя великомученика Дмитрия Солунского по окончании её отделки было проведено преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 6 июля 1709 г. В середине XVIII в. к югу от холодной церкви в два приёма возведена тёплая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
В 1859 г. на пожертвования купцов Ильи Яковлевича Грибанова и Павла Максимовича Жилина вокруг церквей была построена каменная ограда с воротами с восточной и южной сторон и двумя небольшими башенками на юго-восточном и северо-восточном углах.
В 1929 г. храм закрыли. В советское время Дымковские церкви использовались библиотекой, музеем, клубом, санаторием; здесь были складские помещения. В настоящее время здание церкви Дмитрия Солунского закреплено за Великоустюгским государственным музеем-заповедником.
В 1984 г. из иконостаса церкви были похищены и переправлены за рубеж десять икон праздничного чина. Памятники были обнаружены сотрудниками московского Музея русской иконы, выкуплены его владельцем Михаилом Юрьевичем Абрамовым, и в 2012 г. безвозмездно переданы Великоустюгскому государственному музею-заповеднику.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Холодная церковь Дмитрия Солунского принадлежит к памятникам переходного типа от местных традиций XVII века к формам эпохи барокко. Она являлась главным храмом прихода. Рядом с ней (с юга) расположена тёплая церковь Сергия Радонежского меньшего размера. С восточной стороны от Дымковских церквей расположены каменные ворота разобранной ограды, в состав которой прежде входила угловая частично сохранившаяся до наших дней юго-восточная башня.
Двухсветный четверик основного объёма храма завершён декорированным изразцами фризом и двумя рядами закомар «вперебежку». Венчает храм пятиглавие на восьмигранных барабанах (центральный барабан – световой, угловые – декоративные). Барабаны увенчаны сложными восьмигранными барочными главками с перехватом и четырёхконечными коваными крестами с «сиянием». С востока к храму примыкает трёхапсидный алтарь, а с западной стороны – одноэтажная трапезная и размещённая на оси здания высокая шатровая колокольня. Декор здания своеобразен: с северной стороны стены практически лишены украшений, а на других фасадах пилястры декорированы спаренными полуколоннами и ширинками, окна обрамлены наличниками из фигурного кирпича нескольких типов. Южный и западный входы украшены перспективными порталами из фигурного кирпича. На южной стене перед порталом выстроено живописное крыльцо-сень с витыми столбами. Западный вход расположен под колокольней, опирающейся на стену трапезной и два пилона. Колокольня скромно украшена ширинками и карнизами.
Одна из особенностей храма – хорошо сохранившийся до наших дней интерьер. В главном храме расположен барочный золочёный резной иконостас, построенный в XVIII в., вероятно, в два этапа (в 1700-х гг. и после середины века). Пять ярусов этого иконостаса разделены горизонтальными раскрепованными карнизами, а по вертикали – колонками. В верхнем ярусе колонки соединяются арками с висячей гирькой, зрительно разделяющей иконы с написанными попарно фигурами. В обильной резьбе преобладает мотив извивающейся виноградной лозы, привлекают внимание пышно декорированные царские врата и витые колонки. Венчает иконостас резное Распятие с предстоящими, размещённое в большом разорванном фронтоне. На стене позади Распятия – живопись в клейме, изображающая Бога Саваофа и ангелов с орудиями страданий, город Иерусалим. Второй, двухъярусный, иконостас расположен в трапезной, он выполнен в XIX в. Его оформление скромно и характерно для классицизма: он столярной работы, крашеный, декорирован колоннами и пилястрами коринфского ордера с золочёными капителями и карнизами.
Еще одна особенность храма – находящаяся в киоте над алтарём на восточном фасаде храма пятиметровая фреска с многофигурной композицией со Спасом-Вседержителем в центре, над которым в облаках – Господь Саваоф и Святой Дух, два ангела. Спасителю предстоят особо почитаемые на Севере святые – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, Иоанн Устюжский, Димитрий Солунский и Сергий Радонежский. К укреплённой в киоте лампаде попадали по деревянной лестнице со стороны северного фасада, выводившей к внутристеновому ходу и ограждённому металлическими перилами балкону над алтарём. Судя по тому, что киот передаёт характерную для деревянного зодчества форму торца здания, перекрытого «бочкой», фреска воспроизводит композицию на ранее существовавшей деревянной церкви.
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
В XIX веке появились контрфорсы пилонов колокольни. Заложены северный оконный и дверной проёмы. В ХХ в. с колокольни были сняты 8 колоколов, уничтожены деревянная лестница на северный рундук и кованая решетка прохода к киоту над алтарём. В 1983–1986 гг. в церкви проводились реставрационные работы под руководством архитектора Эдуарда Эдуардовича Наседкина: перекрыта кровля, проведены вычинка и побелка стен внутри и снаружи, расчищены изразцы, восстановлена деревянная лестница к киоту на северном фасаде. На колокольне переложена разрушившаяся кладка шатра, некоторое время до этого покрытого железом.
А.В.Суворов
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Ардашев. Летопись семисотлетнего существования города Устюга Великого // Вологодские губернские ведомости. 1857. № 34–52.
- Батаков Н., Мансветова Е., Широков В. Великий Устюг. Вологда, 1960.
- Бестужева Ю.А. Деятельность Музея северодвинской культуры по сохранению памятников культового зодчества в Великом Устюге в 1920–1930-х годах // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 175–194.
- Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
- Булкин В.А., Чугунов Г.И. Великий Устюг. Л., 1978. 73 с.
- Город Великий Устюг в церковном отношении // Вологодский иллюстрированный календарь на 1894 год. Вологда, 1893. С. 27–31.
- Дунаев Б. И. Город Великий Устюг. 2-е изд. М., 1919. (Культурные сокровища России. Вып. 15).
- Дунаев Б. И. Северорусское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915.
- Золотова О.А. Ландшафтно-архитектурная среда Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2004. Вып. 3. С. 359–378.
- Капустина А.В., Сыроватовская Л.Н., Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. Великий Устюг, 2007. 96 с.
- К истории города Великого Устюга (список литературы) / сост. Э.А.Волкова // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 2. С. 357–378.
- Кляповская Е.Г. Архитектурный облик Великого Устюга в первой трети XX века // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 158–174.
- Непеин А. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей. Вологда, 1915.
- Онаш К. Иконостасы Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 180–194.
- Описание города Устюга Великаго Вологодской губернии в историческом, статичстическом и топографическом отношениях / введение И.С.Велиевой и Ю.С.Васильева, публикация И.С.Велиевой, комментар ий Ю.С.Васильева // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 379–459.
- Церковь Дмитрия Солунского (Дымковская): паспорт памятника истории и культуры г. В. Устюга / сост. И.Б.Медведев. 1984. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
- Парийский И. Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное в 1793 году. СПб., 1899.
- Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969. С. 12–51.
- Праздничный чин - возвращение на родину: иконы праздничного чина церкви Дмитрия Солунского в Дымковской слободе Великого Устюга. М., 2012.
- Румовский Н. Описание Великоустюжского Успенского собора. Вологда, 1862.
- Сербина К. Н. Устюжский летописный свод // Исторические записки. Т. XX. 1946.
- Скворцов Т. Краткое сведение об Устюгском Успенском соборе, собранное из устюгских летописцев и из разных соборных документов // Вологодские губернские ведомости. 1846. № 41. С. 424–427; № 42. С. 435–439; № 49. С. 508–514.
- Сорокатый В.М. Храмовая икона Успенского собора Великого Устюга // Древнерусское искусство: художественные памятники Русского Севера. М.: Наука, 1989.
- Суворов Н. Устюг Великий в конце XVII столетия // Памятная книга Вологодской губернии на 1864 год. Вологда, 1864.
- Тельтевский П. А. Великий Устюг. М., 1960; 2-е изд. М., 1977.
- Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1889.
- Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903.
- Токмаков И. Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом. М., 1894.
- Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1883.
- Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). М.; Л., 1950.
- Хронологическая таблица для областного города Великого Устюга // Северный архив. 1822. № 11, 12.
- Чебыкина Г.Н. Великий Устюг во второй половине XIX – начале XX века // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 57–117.
- Чебыкина Г.Н. Великий Устюг: летописная книга XII – нач. XXI века. Великий Устюг, 2007.
- Шильниковская В.П. Великий Устюг: развитие архитектуры города до середины XIX в. М., 1973. 227 с.; 2-е изд. М., 1987. 254 с.
- Шляпин В. П. Из истории города Великого Устюга // Записки Северо-Двинского общества изучения местного края. Вып. I—IV. Великий Устюг, 1925, 1926, 1927.
ВИДЕО- И АУДИОЗАПИСИ
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ
В 2013 году на средства партнёра проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на здании церкви была установлена информационная табличка c QR-кодом.