Датировка: XVIII – нач. XX в.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия регионального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Правительства Вологодской области от 21 июля 2006 г. № 687 "О постановке под государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территориях Вологодского и Усть-Кубинского районов Вологодской области"
Адрес: Россия, Вологодская обл., Вологодский р-н, с. Куркино, ул. Парковая, 14.
Краткое описание.
Прекрасный образец усадебного ансамбля с представительными постройками в стиле позднего классицизма и пейзажным парком с каскадными прудами. Главный дом – архитектурная доминанта центрального ядра усадебного ансамбля – обладает редкой сохранностью фасадов и принадлежит к лучшим на территории Вологодской области образцам архитектуры данного стиля.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: многофункциональный центр «Центр дворянской культуры» (в процессе создания).
Деревня Куркино впервые упоминается в описании 1613 года. Тогда она значилась в городском стане, состояла из 6 дворов и была отдана во владение Трусовой с сыновьями Жданом и Михаилом. Во вводной грамоте 1630 года читаем: «...за недорослем Степаном Игнатьевым сыном Чалеевым... отца его поместье сельцо, что была деревня Куркино». В 1658 г. «сельцо» было передано его жене Пелагее. В 1666 г. Куркино снова сменило владельцев, о чём мы узнаем по грамоте размежевания земель: «Вдовы Пелагеи прожиточное поместье дано было зятю ее Юрию Матвеевичу сыну Резанову (царедворцу Алексея Михайловича) в поместие со всем».
Юрий Матвеевич с семьей посетил вологодское имение только в 1720 г., так как служба Отечеству далеко не всегда позволяла дворянам устраивать спокойную жизнь в провинции. Однако вскоре после смерти владельца в 1721 г. и его сына – в 1723, внуки Петр и Алексей отправляются на военную службу, и в имении остаются одни женщины: вдова Михаила (сына Юрия Матвеевича) Марфа Стефанова с дочерьми Анной, Анисьей, Ириной и Авдотьей.
Артиллерийскому офицеру Алексею Михайловичу Резанову сельцо Куркино с деревянным господским домом принадлежало в середине XVIII в. Затем им владел его сын Димитрий, женатый на Екатерине Федоровне, урожденной Мезенцевой. Её сыновья Фёдор и Алексей Дмитриевичи Резановы и стали создателями дошедшего до наших дней усадебного ансамбля. Согласно традиции семьи они продолжили государственную службу и большую часть зимних месяцев находились в Вологде, но лето проводили в своем имении.
В 1813–1821 гг. сооружается каменная Спасо-Преображенская церковь и село приобретает новое название – Спасское-Куркино. В 1810-е – 1830-е гг. были возведены главный дом, западный флигель, музыкальный павильон.
Каменная церковь с приделами Михаила Архангела и Алексея Митрополита была сооружена по инициативе А.Д.Резанова. Она представляла собой яркий пример архитектуры позднего классицизма: купольную ротонду с трапезной и четырехъярусной колокольней. Храм окружала кирпичная ограда с башнями и монументальными арочными трехпролетными воротами. По оси подъездной дороги были поставлены еще одни арочные ворота более скромного характера. Около 1838 года была выстроена конюшня – деревянное здание с представительным главным фасадом, выходившим на северную сторону парадного двора, который в усадьбе называли Белым. Конюшня имела в центре портик, а на флангах – небольшие павильоны, объединенные между собой галереями с колоннами. Восточный деревянный флигель построили, очевидно, около середины XIX в., примерно тогда же и производственный корпус (сыроварню?) в хозяйственной части усадьбы.
Дмитрий Резанов, сын Федора Дмитриевича, – последний владелец усадьбы, носивший эту фамилию. Учился он в Санкт-Петербурге, а затем служил при дворце и всю жизнь по возвращении на родину гордился своей столичной службой, подписывая документы как «Камер-юнкер двора Его Императорского Величества».
Его дочь Анна вышла замуж за Николая Федоровича Андреева, надворного советника, председателя палаты уголовного суда. Их сын Николай Николаевич Андреев становится последним хозяином имения. Окончив Александровский лицей, он служил в государственной канцелярии и в отделении свода законов. В 1894 г., в возрасте 23 лет, вернулся в Вологду и был сразу избран уездным предводителем дворянства. За успешное руководство всеобщей переписью населения по Вологодскому уезду ему была объявлена высочайшая благодарность. В 1897 г. он был избран почетным мировым судьей, в следующем году определен на службу в Министерство внутренних дел, где участвовал в работе комитета по сельскохозяйственным нуждам. В 1905 г. Николай Николаевич стал губернским предводителем дворянства, а вскоре и первым депутатом Государственной Думы от Вологодской губернии. При нем в 1915 г. в Куркине был открыт приют-ясли для сирот воинов на 80 человек.
Интересно, что женат он был на Лидии Анатольевне Гизетти, родственнице И.С. Тургенева.
В начале XX в. Николай Николаевич сдает имение в аренду увлеченно занимающемуся сельским хозяйством немцу Э.Э. Лерчеру.
После революции 1917 г. Андреевы не посещали усадьбу – она перешла в ведение ГубЧК, затем в ней располагались различные сельскохозяйственные учреждения, не заботившиеся о ее сохранности, потому главное здание и прилегающий парк со временем потеряли былое великолепие. В мае 1918 г. на базе имения был создан совхоз «Куркино».
В 1920-е годы последние владельцы усадьбы уехали в Ленинград, где в настоящее время проживают 6 внуков, 13 правнуков и 7 праправнуков последнего владельца Спасского-Куркино.
В 2006 г. «усадьба Спасское-Куркино, XVIII – нач. XX в.» была поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения, а в 2008 г. утверждено положение об особо охраняемой природной территории областного значения «Памятник природы “Старый парк” в селе Куркино».
В ноябре 2013 г. обанкротившееся сельскохозяйственное предприятие, занимавшее усадьбу, выехало из нее.
В рамках программы «Усадьба Спасское-Куркино», разработанной при благотворительном фонде «Земля Вологодская», администрацией Вологодского муниципального района, активной группой жителей села Куркино и руководителем программы Николем Алфеевичем Сайкиным осуществляются восстановление, реконструкция усадьбы и создание на ее базе музейно-туристического комплекса «Центр дворянской культуры», который будет включать в себя музей, центр ремесел, гостиницу и кафе.
Уже сейчас здесь проходят различные праздники и благотворительные концерты, а усадьбу часто посещают потомки Резановых-Андреевых – Анатолий Владимирович Андреев (г. Санкт-Петербург, Россия) и его дочь – Светлана Анатольевна (г. По, Франция).
В 2013 г. была выпущена книга «Усадьба Спасское-Куркино», в 2014 – «Духовным светом осиянны...», в 2015 – «Арабески моей жизни» А.Ф. Резанова.
В летний период 2014–2015 гг. восстановительные работы в усадьбе осуществлялись российскими и иностранными волонтерами.
По решению Арбитражного суда области от 29 февраля 2016 г. здание усадьбы Спасское-Куркино перешло в собственность Вологодского муниципального района.
На ее базе с 19 июня по 2 июля 2017 г. работал международный молодежный волонтерский отряд «Дружба». Молодежь из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Франции, Ирландии, Вологды и Вологодского района благоустраивали дворянский парк, в ненастные дни фронт работ перемещался в главный дом.
В настоящее время имущество, мебель, посуда, различная утварь и личные вещи дворян Резановых-Андреевых хранятся в фондах Вологодского государственного музея-заповедника, а большую часть богатейшей дворянской библиотеки, поступившей в фонды в конце октября 1918 г., можно увидеть в отделе редкой книги Вологодской областной универсальной научной библиотеки.
Сегодня в комплекс усадьбы Спасское-Куркино входят:
1. Главный дом, первая треть XIX в.
2. Западный флигель, первая треть XIX в.
3. Бывший дом призрения (жилой дом).
4. Музыкальный павильон, первая треть XIX в. (перестроен во второй половине XX в.).
5. Сыроварня (?), середина XIX в.
6. Винокуренный завод, конец XIX в. – начало XX в.
7. Парк с каскадными прудами, XVIII – начало XX в.
Усадьба занимает довольно большую территорию, непосредственно примыкая к современному поселку, строения которого находятся с запада, на другой стороне подъездной дороги, и с юга. Основная часть комплекса расположена вдоль подъездной дороги, имеет продольно-осевую планировку. Ядром ее является парадный, так называемый Белый двор, примерно квадратный в плане, с трех сторон обстроенный представительными сооружениями в стиле позднего классицизма. На его южной стороне стоит главный дом. Перед его главным фасадом (противоположным парадному двору) высятся две лиственницы, а перед боковым, западным – три пихты. С двух боковых сторон парадный дом фланкируют почти идентичные по архитектуре одноэтажные с мезонином жилые флигели: кирпичный и оштукатуренный с запада и деревянный, обшитый тесом с востока. На парадном дворе растут молодые березы и ели, а перед домом – несколько лип. В центре парадного двора поставлен обелиск памяти погибших в Великой Отечественной войне. С севера к парадному двору примыкает обширная хозяйственная часть. Здесь за конюшней находились скотный двор, мастерские, оранжерея и другие постройки, из которых сохранился только производственный корпус (сыроварня?), поставленный на берегу хозяйственного пруда. Полукаменное двухэтажное здание с элементами позднего классицизма в архитектуре имеет кирпичный, побеленный первый этаж и деревянный, обшитый тесом второй. К восточному торцу примыкает одноэтажный кирпичный объем. Одинаковые продольные фасады имеют пятиосевую композицию с легким рустованным ризалитом в центре на первом этаже.
Боковые окна первого этажа попарно объединены ленточными нишами над ними. Такие же ниши расположены на боковом, западном фасаде в четыре оси проемов. Стены завершены профилированным карнизом. Здание сложено верстовой кладкой из кирпича размером: 25 (25,5) x 12 x 8 (8,5) см.
В несохранившемся восточном флигеле, по рассказам местных жительниц Е.А.Калининой и Л.В.Сухаревой (Малиновской), сообщенных Л.А. Шавиловой, находилась барская детская, которая со стороны парка выходила в песочницу, оформленную в виде балкона. Поэтому само здание называли «песочным балконом».
Западный флигель, в котором жили дворня и прислуга, расположен вдоль западной стороны парадного двора. Вместе с аналогичным ему по архитектуре восточным флигелем он формировал симметричную композицию центрального ядра усадебного комплекса. Это одноэтажное с мезонином кирпичное оштукатуренное здание с гранитным цоколем выстроено в стиле позднего классицизма. Прямоугольный сильно вытянутый основной объем покрыт вальмовой кровлей. Длинные фасады в средней части акцентированы мощным ризалитом в 7 осей проемов, отвечающим по ширине мезонину. Простенки между прямоугольными окнами почти целиком обработаны тосканскими пилястрами большого ордера, которые создают выразительный ритм вертикальных членений. Над окнами первого этажа расположены сандрики-полочки, объединенные с прямоугольными накладными досками. Ризалит завершается пологим треугольным деревянным фронтоном с профилированным карнизом. Тимпан фронтона прорезает своеобразное трехчастное чердачное окно, следующее своими очертаниями наклонам фронтона.
Главный полукаменный дом усадьбы возведен в стиле позднего классицизма. Кирпичный нижний этаж оштукатурен, декорирован ленточным рустом, верхняя часть здания – деревянная, бревенчатая, из лиственницы – обшита тесом. Окна первого этажа акцентированы веерными гребнями с клинчатыми замками, прямоугольные окна стройных пропорций второго – обрамлены простыми наличниками и завершены треугольными сандриками.
Дом стоит на главной планировочной оси архитектурного ансамбля усадьбы. Перед его северным фасадом расположен парадный двор. Восточным торцом дом обращен к английскому парку, который был посажен в виде двуглавого орла и за которым находился каскад прудов.
Главный, южный фасад, к которому ведет подъездная дорога, выделяется сильно выступающим посередине ризалитом с цоколем-аркадой на первом этаже и шестиколонным портиком тосканского ордера на втором. П-образный в плане объем, имеющий крупные боковые ризалиты со стороны парадного двора, завершен вальмовой кровлей.
Колонны южного фасада несут антаблемент с трехчастным окном. Карниз фронтона украшен мутулами. В центре и глубине аркады расположен главный вход в дом. За портиком находится балкон, огражденный кованой ажурной решеткой.
Боковые крылья главного фасада и остальные фасады отличаются единым характером декоративной обработки: проемы второго этажа по всем фасадам объединены полочкой, стены завершены антаблементом, который со стороны парадного двора прерывается прямоугольными антресольными окнами, с гладким фризом и профилированным карнизом.
Несмотря на некоторое смещение средних окон первого этажа от осей верхних окон, композиция северного фасада выглядит строго симметричной. Это подчеркивают треугольные фронтоны над боковыми ризалитами и крупное слуховое окно на средней оси фасада. Последнее имеет полуциркульный проем и треугольный фронтон.
Не менее интересно внутреннее убранство усадьбы: пол в 25 основных комнатах покрывал паркет из палисандрового красного и черного дерева, вся мебель в стиле ампир была из красного дерева или карельской березы, расписные потолки (росписи на потолках сохранились до сих пор под слоем штукатурки: об этом свидетельствуют исследовательские пробные раскрытия, выполненные реставратором О.А. Соколовой) украшали плафоны и хрустальные люстры, стены были обиты шелковыми обоями. Изысканности комнатам добавляли мраморные статуэтки, зеркальные горки с фарфором русских заводов Гарднера, Миклашевского, Поскочина, Софронова, Попова; иностранных – Мейсона, Сакса, Севра.
Особенно роскошно выглядела гостиная с плафоном, представляющим собой гирлянды цветов с плодами, и росписью стен: нижняя часть стены лимонного тона с синими медальонами амуров на драконе и репьями в розетке, над ними план, по которому брошены живописные рисунки труб, цитр, бубен, скрипок, мандолин, нот, лавровых венков, злаков, палитр, факелов, кузнечных инструментов, рыболовных принадлежностей, корзин с фруктами и цветами.
Столовую украшали два зеркала с фамильными медальонами, подзеркальными полуциркулярными комодиками красного дерева.
В доме можно было увидеть парадные двустворчатые двери со стрельчатыми арочками и гофрированными розетками, угловые побеленные печи со срезанным зеркалом, точеные балясины строгой формы в ограждениях лестниц, тянутые карнизы на потолках второго этажа.
Первый, хозяйственного назначения этаж имел коридорную планировку. Три помещения сохранили сводчатые перекрытия: одно – коробовый свод и два – лотковые с распалубками. Второй – парадный, жилой – сочетал коридорную систему с анфиладной.
Утрачены многие постройки усадьбы: Спасо-Преображенская церковь с оградой и воротами (колокольня сломана в 1956 году, храм с трапезной позднее), усадебная ограда с воротами, конюшня, скотный двор, мастерские, оранжерея, восточный флигель. До неузнаваемости перестроен музыкальный павильон, руинирован винокуренный завод. Парк сильно вырублен и запущен. Территория усадьбы застроена новыми зданиями, в частности на месте конюшни сооружен крупный объем дома культуры.
У западного флигеля растесана большая часть окон. К его северному торцу примыкает новый каркасный тамбур. Сильно переделаны интерьеры и внутренняя планировка. В частности, при приспособлении южного крыла здания под магазин, там устроено единое помещение со столбиками, несущими балки перекрытия.
На северном фасаде главного дома утрачен балкон, а на восточном – обе террасы и лестница между ними. На нем сделана пожарная лестница, на которую ведет дверь второго этажа, переделанная из окна. Сильно изменился и частично был утрачен интерьер усадьбы. Внутренняя планировка была искажена новыми перегородками, а взаимосвязь некоторых помещений изменена закладкой старых и пробивкой новых проемов.
М.С.Герасимова
Резановы
Андреевский А. Образование и воспитание в барской семье Вологодской губернии в начале XIX века: из архива села Куркино // Север. – 1928. – №7.
Герб Резановых // Гербы вологодских дворян: извлечение из «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». – Т.1,4. – СПб., 1794–1799.
Даен М. Е. Атрибуция портретов XVIII века из собрания ВГИАХМЗ // Памятники культуры: новые открытия. 1977. – М., 1998.
Даен М., Малинина Н., Резанов А.Ф. Арабески моей жизни // Памятники культуры: новые открытия. – М., 1972.
Мухин А. Возвращаясь к истокам. – (Мосты в прошлое: Спасское-Куркино) // Маяк. – 1994. – 16, 19, 21, 23, 26, 28.04; 17, 19.05
Резанов А. Арабески моей жизни // Памятники культуры: новые открытия. – М., 1972.
Резанов А.Ф. Арабески моей жизни. – Куркино, 2015.
Андреевы
Андреев Н.Н. // Деятели России. – СПб., 1906.
Мухин А. Мосты в прошлое: предания семьи Андреевых // Маяк. – 1995. – 01, 04, 08,13.07.
Хозяйка Спасского-Куркино // Ступени. – 1996. – 07.03.
Усадьба
Духовным светом осиянны. – Куркино, 2014.
Евдокимов И. Куркино. – [Вологда, нач. 1920-х годов] // перепеч.: Лад. – 1994. – № 6, 7.
Мухин А. Мосты в прошлое: Спасское-Куркино // Маяк. – 1994. – 16, 19, 21, 23, 26, 28.04; 19.05.
Кушнырев М. Хозяйства Вологодского уезда: Спасское-Куркино // Хозяин-северянин. – 1907. – №13.
Краткий очерк о деятельности Спасского центрального приюта за время с 15 февраля по 1 октября 1915 года. – Вологда, 1915.
Об опеке имения капитанши Анны Дмитриевны Андреевой. Опись имущества после умершей вологодской помещицы Анны Дмитриевны Андреевой. Село Спасское-Куркино. ГАВО Ф.86 Оп.1. Д.686 лл.15–48.
Обрядина В. Как погибал ансамбль усадьбы Куркино: (по материалам начала ХХ века) // Известия ВОИСКа. – Вып. XII. – Вологда, 2002.
Обрядина В. Утраченная культура: Судьба усадьбы Спасское-Куркино в 1920-е годы // Известия ВОИСКа. – Вып. XIII. – Вологда, 2004.
Усадьба Спасское-Куркино. – Куркино, 2013.
Ячменнова К. Для души: гулянье под качелями // Маяк. – 1994. – 05.07.
Библиотека
Ильюшина М. Две усадебные библиотеки // Французская культура в русской провинции. – Вологда, 2000.
Каталог библиотеки Резановых-Андреевых: книги на русском языке / сост. Н.Н. Фарутина. На правах рукописи.
Кевролева-Коноплева Л. Общий очерк усадебных библиотек. – Вологда, 1920.
Фарутина Н. Вологодское дворянство и усадебные библиотеки: на примере библиотеки Резановых-Андреевых // Румянцевские чтения: Материалы междунар. науч. конференции. – М., 2006.
За помощью к губернатору // Маяк. 2014. 8 апреля.
Усадьба Спасское-Куркино. Главный дом : паспорт памятника истории и культуры РФ / М.Г.Карпова. Сентябрь 2003 г.
Электронные ресурсы
Легчанова Е. Усадьба Спасское-Куркино // cultinfo. Культура в Вологодской области [сайт]: URL:http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/spasskoe-kurkino/ (дата обращения: 14.07.2017).
Спасское-Куркино // Вологодская областная научная библиотека [сайт]: URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/1.htm (дата обращения: 14.07.2017).
Усадьба Спасское-Куркино : [сайт] // Русские усадьбы. URL: http://visitusadba.ru/objects/227/2311/ (дата обращения: 14.07.2017).
Усадьба Спасское-Куркино, Вологда : [группа вконтакте] // URL: https://vk.com/kurkino_estate (дата обращения: 14.07.2017)
Усадьба Спасское-Куркино // Развитие села [сайт]: URL: http://ruraldevelopment.ru/projects/454/ (дата обращения: 14.07.2017).
Общие источники:
Государственный архив Вологодской области. Ф. 238. Оп. 1. Д. 20. Л. 105 а.
Материалы музея Куркинской средней школы, собранные Л.А. Шавиловой.
Усадьба Спасское-Куркино. Комплекс : паспорт памятника истории и культуры РФ.
Письма из провинции : документалистика (©Телеканал "Культура")
© ООО НИЦ «Древности Севера», 2013-2017. Все права защищены.
160004 г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 58, оф. 48. Тел.: +7 (8172) 72–79–60. http://www.drevnostisevera.ru. E-mail: drevnostisevera@mail.ru