Собор Михаила Архангела
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датировка: 1653-1656 гг.
Вид: памятник архитектуры.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.
Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Павла Покровского, 13.
Входит в ансамбль: ансамбль Михайло-Архангельского монастыря.
Престолы: главный – во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; к югу от него – Входа Господня в Иерусалим; к северу – Святителя Николая, Мирликийского чудотворца.
Краткое описание.
Одна из старейших и крупнейших построек Севера, главный храм Михайло-Архангельского монастыря и композиционный центр его архитектурного ансамбля. В соборе сохранился трёхярусный резной золочёный иконостас. Монументальное, сдержанно декорированное здание послужило прототипом ряда холодных соборов региона XVII в.
Состояние: удовлетворительное.
Современное использование: используется Великоустюгским государственным музеем-заповедником – объект музейного показа.
ИСТОРИЯ
Древнейший собор Михайло-Архангельского монастыря был деревянным и небольшим. По описаниям и изображениям XVII в. известно, что он имел завершение «о тринадцати главах» подобно деревянному Софийскому собору (989 г.) в Новгороде Великом. Сильный пожар в 1651 г. уничтожил постройки целиком деревянного тогда Михайло-Архангельского монастыря. В 1653–1656 гг. на месте сгоревшего собора на средства купца «гостиной сотни» устюжанина Никифора Фёдоровича Ревякина был построен существующий поныне каменный пятиглавый холодный храм во имя Собора Архангела Михаила с восьмигранной шатровой колокольней. Особенности архитектуры позволили специалистам предположить, что собор (подобно Успенскому) могли построить ярославские мастера. Храм и его южная паперть были в разное время расписаны.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ
Собор находится в центральной части монастыря. Он связан кирпичной галереей с переходами с находящейся к югу церковью Введения с трапезной палатой. С расположенными к северу настоятельскими кельями собор был связан не сохранившимися деревянными переходами. Собор представляет собой высокий четырёхстолпный четверик, помещённый на подклетный этаж, используемый для хозяйственных целей. Перекрытия основного помещения подклета опираются на два мощных столба, а храма – на четыре. С южной, западной и северной сторон храм окружает крытая галерея, в восточных концах которой устроены придельные храмы: Входа Господня в Иерусалим в южном и Святителя Николая-чудотворца в северном. Основной храм имеет три алтарные апсиды. Четверик собора, покрытый на четыре ската, завершён пятиглавием на круглых световых барабанах. Симметрия храма была преднамеренно нарушена расположением колокольни у северо-западного угла галереи. Особенность собора – прямые восточные стены алтаря, заменившие традиционные полукружия.
Монументальный облик храма подчёркнут сдержанным декором. Гладь белёных стен разделяют плоские лопатки и простые карнизы, лишь местами дополненные рядом поребрика. Над венчающим карнизом возвышаются закомары с простыми архивольтами. Глубина оконных проёмов, лишённых обрамлений, подчёркнута откосами. Изящный восьмерик колокольни помещён на массивный четверик, почти лишённый декора. Даже такие обычно пышно украшенные кирпичным «узорочьем» элементы, как галереи крытых переходов и крыльца, декорированы лаконично рядом простых ширинок и подчёркивающими конструктивные формы валиками. На общем фоне насыщенным выглядит декор барабанов глав в виде аркатурного пояса.
В храме сохранился трёхярусный резной золочёный иконостас XVII–XVIII вв., элементы которого создавались в несколько этапов в двух стилях – барокко и классицизма. Интересно, что иконы праздничного и деисусного рядов были перенесены в собор в 1784 г. из старого иконостаса Успенского собора (1731–1735 гг.). Часть икон местного чина оказались утрачены. Древняя храмовая икона «Собор Архангела Михаила» рубежа XIII–XIV вв. ныне хранится в Государственном Русском музее.
Паперть собора соранила разновременные росписи, древнейшая из которых датируется рубежом XVII-XVIII вв. Уникальна стенопись «Притчи старческие». Представляют интерес роспись с портретом похороненного в соборе архиепископа Великоустюжского и Тотемского (1700–1718 гг.) Иосифа и эпитафия монастырского архимандрита Варсонофия. Проём южного входа украшен орнаментальной росписью.
УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ
Первоначальные главы собора заменены на восьмигранные ярусные с перехватом и «юбкой», свойственные местным храмам эпохи барокко. Расширены оконные проёмы барабанов. Взамен слюдяных окончин в XIX в. проёмы были остеклены. Заложены некоторые проёмы: арочные южной галереи, нижние западные окна четверика собора, входы приделов. Росписи храма не раз поновлялись и, наконец, стены были оштукатурены и побелены. В 1927 г. разобраны деревянные крытые переходы, соединявшие собор с Настоятельскими кельями.
Западный портал собора некогда украшали массивные двери второй половины XVII в., обшитые медными пластинами-клеймами, обильно декорированными резьбой, серебрением и золочением (ныне находятся в Государственном Эрмитаже). Специалисты предполагают, что двери были исполнены гравёрами-серебрениками кремлёвской Оружейной палаты.
В 1970–1980-х гг. под руководством архитектора Эдуарда Эдуардовича Наседкина велась архитектурная реставрация собора. В её ходе на паперти выявлены сохранившиеся фрагменты росписей.
А.В. Суворов
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Августин (арх.). Описание Великоустюгского Архангельского второклассного монастыря // Вологодские губернские ведомости. 1847. № 8. С. 73–79; № 9. С. 83–87. Поправки в описании Устюгского Архангельского монастыря : [По поводу присоединения к монастырю в 1841 г. Троицкого Гледенского монастыря] // Вологодские губернские ведомости. 1847. № 19. С. 188–190.
-
Поправки в описании Устюгского Архангельского монастыря : [По поводу присоединения к монастырю в 1841 г. Троицкого Гледенского монастыря]//Вологодские губернские ведомости. 1847. № 19. С. 188— 190.
-
Батаков Н., Мансветова Е., Широков В. Великий Устюг. Вологда, 1960.
- Бестужева Ю.А. Деятельность Музея северодвинской культуры по сохранению памятников культового зодчества в Великом Устюге в 1920–1930-х годах // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 175–194.
- Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983. С. 219.
- Булкин В.А., Чугунов Г.И. Великий Устюг. Л., 1978. 73 с.
- Голосов А. Великоустюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. Вологда, 1901. 74 с. (оттиск из журн.: Вологодские епархиальные ведомости. 1900. № 1, 4–6, 10, 14, 15, 18, 20, 22; № 1–3, 6, 8).
- Город Великий Устюг в церковном отношении // Вологодский иллюстрированный календарь на 1894 год. Вологда, 1893. С. 27–31.
- Дунаев Б.И. Северорусское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915.
- Дунаев Б.И. Город Великий Устюг. 2-е изд. М., 1919. (Культурные сокровища России. Вып. 15).
- Золотова О.А. Ландшафтно-архитектурная среда Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2004. Вып. 3. С. 365.
- Капустина А.В., Сыроватовская Л.Н., Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. Великий Устюг, 2007. 96 с.
- К истории города Великого Устюга (список литературы) / сост. Э.А.Волкова // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 2. С. 357–378.
- Михайло-Архангельский монастырь // Официальный сайт Великоустюгского музея-заповедника.
- Паспорт памятника истории и культуры г. В. Устюга: собор Михаила Архангела / сост. И.Б. Медведев. 1984. // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
- Непеин А. Святыни и достопримечательности города Великого Устюга и его окрестностей. Вологда, 1915.
- Онаш К. Иконостасы Великого Устюга // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 180–194.
- Описание города Устюга Великаго Вологодской губернии в историческом, статистическом и топографическом отношениях / введение И.С.Велиевой и Ю.С.Васильева, публикация И.С.Велиевой, комментарий Ю.С.Васильева // Великий Устюг: краеведческий альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 379–459.
- Парийский И. Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное в 1793 году. СПб., 1899.
- Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969. С. 12–51.
- Празднование 700-летия основания Велико-Устюжского Михайло-Архангельского монастыря, 29 сент. – 2 окт. 1912 г. в г. Великом Устюге. Великий Устюг, 1913. 47 с.
- Савваитов П.И. Описание Великоустюжского Архангельского и приписанного к нему Троицкого Гледенского монастырей. СПб., 1848. 63 с.
- Тельтевский П.А. Великий Устюг. М., 1960; 2-е изд. М., 1977.
- Токмаков И. Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом. М., 1894.
- Титов А.А. Летопись Великоустюжская. М., 1889.
- Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1883.
- Чебыкина Г.Н. Великий Устюг: летописная книга XII – нач. XXI века. Великий Устюг, 2007.
- Шильниковская В.П. Великий Устюг: развитие архитектуры города до середины XIX в. М., 1973. 227 с.; 2-е изд. М., 1987.
- Шляпин В.П. Акты Велико-Устюжского Михайло-Архангельского монастыря. Великий Устюг, 1913.
ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ
В 2013 году на средства партнёра проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на крыльце собора была установлена информационная табличка c QR-кодом.