
Объект | Дом жилой (ул. Красная, 140) |
Датировка | 1857 г., 1900 г. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект культурного наследия регионального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Красная, 140 |
Краткое описание | Одноэтажный деревянный дом с мезонином – образец одного из распространённых в Великом Устюге во второй половине XIX века типов жилых построек. Оригинальность ему придаёт выполненное в начале XX века оформление фасадов в стиле модерн. |
Состояние | удовлетворительное |
Современное использование | в настоящее время здание пустует |
История
Дом построен в 1857 году по заказу титулярного советника Феодосия Макарова. После 1871 года домом владела его вдова, титулярная советница Анна Макарова, в 1880-е – 1890-е годы – дочь Софья Феодосьевна Макарова. В 1909 году дом перешёл к новому владельцу – политическому ссыльному, инженеру Константину Яковлевичу Гартвану. Вот что пишет о нём устюгский краевед Николай Михайлович Кудрин: «К.Я.Гартван, по национальности немец, родился в Смоленске. Учился в Рижском политехническом институте и, окончив его в 1903 году, с дипломом инженера-архитектора получил назначение на работу в Вытегру. От начавшейся в 1905 году революции он, по всей видимости, не остался в стороне, за что был признан политически неблагонадежным и выслан в глубину Вологодской губернии, в Великий Устюг. Будучи человеком энергичным, Гартван экстерном сдал за курс Путейского института и получил диплом инженера путей сообщения. После этого поступил на работу в водный транспорт в систему Министерства путей сообщения и возглавил все дноуглубительные работы на реках Сухоне, Малой Северной Двине и Вычегде. Купив упомянутый дом, К.Я. Гартван привел его в порядок в соответствии со своим вкусом и знаниями архитектуры. Он выполнил капитальный ремонт, в ходе которого изменил не только планировку, но и внешний вид. Установил центральное отопление, водопровод, канализацию. Стены вестибюля и лестницу, ведущую в мезонин, украсил живописными панно. Резной балкон, расположенные вокруг окон детали украшений придавали фасаду особую красоту. Недаром дом вызывал неподдельное восхищение устюжан. Поселился в нем Гартван в 1911 году. Но получилось так, что долго жить в своем уютном и комфортабельном особняке хозяину не пришлось. В 1916 году его перевели на работу в Тихвинскую водную систему. Но в феврале 1917 года К.Я. Гартван возвратился в Устюг и снова возглавил изыскательские работы по углублению рек. После Октябрьской революции, 26 ноября 1918 года, дом перешел в собственность государства. К.Я. Гартван прожил недолго. 17 октября 1919 года он скоропостижно скончался от паралича сердца». После 1919 года дом был занят учреждениями. В 1923 году здесь разместилось губернское налоговое управление, в 1927 году – детская поликлиника, а в мезонине – детский физкультурный кабинет. В 1935–1941 годах в здании находились городской отдел ЗАГС и паспортный стол милиции, а в годы Великой Отечественной войны — медучреждения. Затем в доме на долгое время разместился детский сад №9 (сейчас переехал в другое здание). |
|
Архитектура Номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: 351610549650005 Дом деревянный, одноэтажный, с мезонином. Главным (восточным) фасадом обращен на улицу Красную. Объёмная композиция объекта культурного наследия, восходящая к середине XIX века, соответствует традициям позднего классицизма. В декоре фасадов дома сочетаются элементы позднего классицизма и модерна. Последние появились в ходе ремонта дома в 1909–1910 годах, когда он перешел в собственность нового хозяина, переделавшего его под свой вкус и потребности. Главный фасад дома в семь окон имеет симметричную трёхчастную композицию. Центральная трёхосевая часть фасада выделена мезонином. Три средних оконных проёма фланкированы гладкими узкими лопатками. Такими же лопатками оформлены и углы дома. Стены дома венчает карниз с фризом. Композиция оформления торцового южного шестиосевого фасада, как и главного, трёхчастная, но в ней отсутствует строгая симметрия. Окна сгруппированы по два, фланкированы лопатками и соответствующими перерубам. Дворовый западный и торцовый северный фасады утратили первоначальный облик; первоначальные резные обрамления сохранились лишь у части оконных проемов. Мезонин, выходящий на западный и восточный фасады, в плане представляет собой вытянутый прямоугольник. В мезонине с каждой стороны по три окна, обрамленных резными наличниками, и треугольный фронтон с небольшим полуциркульным слуховым окном. В той части мезонина, которая выходит на главный фасад, имеются окна и на боковых стенах. Со стороны главного фасада к мезонину пристроен балкон, опирающийся на венчающий карниз первого этажа. Навес над балконом поддерживают четырёхгранные столбы. Ограждение балкона декорировано прорезной резьбой. Карниз мезонина – большого выноса. В декоре фасадов совмещаются элементы разных стилей. Отголоски позднего классицизма прослеживаются в мелкопрофильном венчающем карнизе с фризом, украшенным рядом зубчиков. Признаки модерна – в оконных переплётах, изогнутых кронштейнах, поддерживающих сандрики над окнами, плоских оконных наличниках причудливых очертаний с нанесённым на них рисунком. Характерна для эпохи модерна и разнонаправленная обшивка фасадов тесом. Дом стоит на кирпичном цоколе, обшит тёсом (ниже линии окон ориентированным вертикально), покрашен в жёлтый цвет. Под домом был устроен небольшой подвал, вход в который закрыли в ходе ремонта в 1970-е годы. Крыша вальмовая. В скатах кровли с северной и южной сторон устроены световые фонари и слуховые окна в виде люкарн. Планировка дома анфиладная. Комнаты группируются вокруг центрального помещения, куда входят через главный вход (с северной стороны) и сени. Три комнаты с окнами на улицу образуют парадную анфиладу. Из центрального помещения двухмаршевая лестница ведёт в мезонин. Пространство мезонина разгорожено на три части поперечными стенами. В центре находится лестничная площадка, на которую с четырёх сторон выходят двери жилых комнат и двух чердачных помещений. Лестничная площадка освещается выходящим на крышу застеклённым световым фонарём. В интерьере сохранились штукатурные потолочные тяги и классицистические филенчатые двери. Филёнки распашных дверей в средней комнате анфилады украшены «солнцами», «ложками», ромбами. Полы дощатые. Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Великого Устюга был разработан в 1985 году в ЦНИИ градостроительства (авторы: Т.Ю. Соколова, С.А. Шаров, А.И. Шутова, Г.П. Германова и другие). Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 3 июля 2019 года № 6-O/01-07. Приложение 48: Границы территории, координаты характерных (поворотных) точек границ территории, режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 1857 г., 1900 г.», расположенного по адресу: г. Великий Устюг, ул. Красная, 140: http://docs.cntd.ru/document/561422443 Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 1-О/01-11 от 29.01.2020 утверждено охранное обязательство собственника данного объекта культурного наследия: https://okn.gov35.ru/dokumenty/detail.php?ELEMENT_ID=135346 |
|
Реставрации В 1909–1911 годах дом получил новую обшивку, элементы декора в стиле модерн, у мезонина появился балкон, в скатах кровли устроены световые фонари и слуховые окна в виде люкарн. Краевед Н.М.Кудрин утверждает, что тогда же было устроено паровое центральное отопление, водопровод, канализация. В 1950-х (по другим сведениям – в 1970-х) годах в здании производился ремонт. К северному фасаду было пристроено застекленное крыльцо (сени), при этом заслонённые сенями оконные проёмы была частично зашиты, частично переделаны в дверные. К западному фасаду была сделана пристройка. В доме производились перепланировки. В настоящее время объект культурного наследия требует проведения реставрационных работ. Составитель – М.В.Васильева |
|
Информация о партнёре |