
Объект | Церковь Ильи Пророка |
Датировка | 1690 г. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Шукшина, 21 |
Краткое описание | Памятник принадлежит к ярусному типу деревянных церквей, очень распространенных в конце XVII – начале XVIII века. Неповторимый облик храму придают особенности его объемно-пространственного решения, прекрасно найденные пропорции. Четкий силуэт подчеркнут значительным выносом кровель отдельных ярусов. |
Состояние | удовлетворительное. |
Современное использование | объект в процессе реставрации. |
История
В 1690 году на месте возведения храма была окраина, западная граница города. Созданная здесь церковь – единственный сохранившийся деревянный храм Белозерска, один из семи оставшихся на Белозерье. Он всегда был холодным, зимой службы шли в Покровском храме. К XX веку облик Ильинской церкви уже был несколько искажен (сруб обшили тесом, в основном четверике прорубили большие окна, главку покрыли железом). В 70-х годах была осуществлена ее реставрация по проекту В.Б. Гнедовского: здание было «освобождено» от обшивки, поздние окна заделаны, а первоначальные волоковые, закрывавшиеся дощечкой изнутри, – восстановлены. Восстановили и деревянные желоба-водостоки на деревянных консолях – «курицах», и первоначальное покрытие главки деревянным лемехом. Однако, по мнению К.И.Козлова, были допущены и ошибки: «Ее [главку] практически делали заново, и современные мастера, утратившие преемственность традиций, не сумели сделать ее правильно – получилась главка странной, “сползшей” набок». А при установке креста его перевернули на 180 градусов. С 1987 по 1995 годы около 56 икон этого храма были отреставрированы художниками-реставраторами Вологодской СНРПМ (О.А. Соколовой и В.А. Митрофановым). В 2008 году началась новая реставрация церкви Ильи Пророка. В 2009 году предметы убранства храма были демонтированы, перед транспортировкой живопись укреплена художниками-реставраторами ГосНИИР (г. Москва). В 2010 году специалисты приступили к разборке церкви. Через два года сотрудники ООО «Наследие» (г. Вологда) проводили ремонтно-реставрационные мероприятия по сборке храма. 24 декабря 2012 года были завершены консервационно-реставрационные работы на живописи входной арки портала, съемном середняке свода – иконе «Спас Вседержитель» и бревнах наката деревянной церкви. В настоящее время реставрация осуществляется методом полной переборки.
Дореволюционные священнослужители прихода Ильинской церкви: с 30.06.1737-1763 – священник Ананий Иванов 1864,1865 – священник Александр Ильич Альбов 1906,1907 – священник Иоанн Щукин 1910,1916 – священник Василий Иоаннович Парвов с 14.03.1759-1763 – дьякон Адриан Никитин с 1759-1763 – дьячок Филипп Ананьин с 1759-1763 – пономарь Андрей Ананьин |
|
Архитектура Деревянная церковь в плане представляет собой два одинаковых прямоугольных помещения храма и трапезной, вытянутых по оси восток–запад и заключенных в единый прямоугольник стен. Стены храма и трапезной рублены «в обло», а небольшой пятигранный алтарный прируб, примыкающий к храму с востока, – «в лапу». С запада же к храму присоединен прямоугольный сруб притвора. Высокий, доминирующий в объемно-пространственной композиции, столпообразный объем центральной части церкви состоит из крупного куба с низким четвериком над ним и увенчанного луковичной главой на высокой круглой шее восьмерика. Типичная для подобных храмов композиция выделяется наличием второго яруса в виде четверика, вместо традиционного восьмерика. Мощный куб первого яруса с повалом (расширением сруба основного четверика вверху, под кровлей) и верхние ярусы завершены скатными кровлями. Невысокий объем алтаря имеет стропильную кровлю на пять скатов, крытую тесом, концы которого обработаны в форме усеченной пики. Таким же тесом крыты по скатам все ярусы храма. Шея и луковичная глава покрыты лемехом. Резные причелины, стык которых защищен «полотенцем», проходили по краю кровель и закрывали наружные торцы подкровельных слег. Аналогичная кровля устроена над западной папертью. Косящатые окна в восточной, северной и южной гранях апсиды отмечены скромными наличниками. Три небольших окна, центральное из которых – сдвоенное, расположены в западной стене четверика в уровне второго света. По два оконных проема – в фасадах трапезной. Рубленый свод на шпонках – «небо» – в центре завязывался в жесткую конструкцию из массивной квадратной рамы, от которой он шатром опускался к стенам четверика. В нем первоначально прямо по дереву была сделана роспись темперой, изображающая Спаса Вседержителя в куполе и Распятие с предстоящими на восточной грани «неба» и восходящая к западно-европейским гравюрам конца XVII века. Ее остатки сохранялись под позднейшими росписями, выполненными в смешанной технике темперы с маслом, на холстах, которыми в конце XVIII века затянули «небо». На них можно было увидеть сюжет «Распятие с предстоящими», евангелистов и апостолов. 124 иконы из тяблого иконостаса XVIII века, специалистами приписываемые кисти братьев Михаила и Димитрия и исполненные в технике темперной живописи, датируются временем постройки деревянного храма и хранятся в музее Кирилло-Белозерского монастыря. Из храма в низкое помещение трапезной вел широкий проем, рама которого была расписана растительно-геометрическим орнаментом в конце XVII века. Живопись присутствовала и на бревнах наката храма. |
|
Реставрации В ходе реставрации 1962–1968 годов зданию был возвращен первоначальный облик. Отделка интерьера была сохранена лишь частично. На северном и южном фасадах заложили поздние широкие оконные проемы, заменили нижние венцы бревен у храма и трапезной, сделали новые кровли и каркасную паперть у трапезной. С четверика, трапезной и алтаря сняли позднюю обшивку тесом. Однако процессу дальнейшего гниения основания здания, по-видимому, способствовали грунтовые воды, вытесненные из земли из-за строительства Волго-Балта, повлекшего общий подъем воды в Белом озере; а также святая вода из колодца, который, по словам работников музея, находился прямо в алтаре церкви, но в советское время был залит бетоном. Сегодня новый этап реставрации, начавшийся в 2000-х годах, продолжается методом полной переборки.
|
|
Информация о партнёре В 2018 году в рамках реализации проекта БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей» «Храмы Белозерска: создание информационной системы с использованием интернет-технологий» – победителя победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2017–2018» – на здании установлена информационная табличка. |