Объект | Церковь Иоанна Богослова |
Датировка | 1706 г. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект не поставленный на охрану. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Дзержинского, 20A |
Краткое описание | Барочная церковь. Находится в центральной части города, недалеко от моста через ров Белозерской крепости. В советское время подверглась кардинальным перестройкам и полностью лишилась декора. Сохранился первый этаж, над которым надстроен второй деревянный этаж. |
Состояние | неудовлетворительное. |
Современное использование | торговое и складское помещение. |
История
Известный писатель, этнограф, протоиерей Николай Гаврилович Богословский (1824–1892) писал о белозерской церкви Иоанна Богослова: «Приход основан в 1706 году усердием прихожан под названием Иоанно-Богословского. Была ли прежде какая-либо церковь на месте настоящей, об этом не сохранилось никаких письменных документов, ни устного предания». Благодаря исследованиям, проведенным современными историками, удалось выявить источники, согласно которым в Белозерске в начале XVII века уже стояла деревянная Богословская церковь: в Дозорной книге 1617/1618 года города Белозерска упоминается церковь апостола Иоанна Богослова «да придел Кирил Белозерский чюдотворец, верх шатром, храм ружной» («ружными» называли безземельные церкви, получавшие «ругу» – плату причту деньгами или хлебом; казённая руга, выдаваемая из государственной казны, большей частью шла городским церквям). В выписке из Переписной книги города Белоозера 1675–1676 годов фигурирует клетской храм Иоанна Богослова с приделами во имя чудотворцев Кирилла Белозерского и Симеона Столпника, построенный и украшенный на пожертвования горожан: «Да за городом, за Богословскими вороты, площадь, в длину 240 сажен, поперег в первом конце 68 сажен, посередь 70 сажен, в другом конце 36 сажен. А на площади церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова древяная, клецки; а в ней два пределы – чудотворца Кирила Белозерского да Симеона Столпника. Да в церкви ж: ... [следует описание икон, утвари и проч.] ... На колоколне три колокола, по сказке тое церкви попа Петра, весом 2 пуда 30 гривенок. Строение церковь, и образы, и церковная утварь мирских людей. У тое церкви старого кладбища нет, для того, что приходских людей нет; а вновь отмерить невозможно, для того, с одну сторону болшая дорога, с три стороны площадь, ставятся с хлебом и со всяким товаром». Постройка каменного церковного здания по времени, по всей видимости, совпадает с основанием в начале XVIII века Иоанно-Богословского прихода. От церкви получила название Богословская проездная башня (Богословские ворота) Белозерской крепости, деревянные постройки которой до наших дней не сохранились. (Подробнее читать здесь: http://belozersk.org/konets-xv-xvi-vek/) В 1865 году, по данным Н.Г. Богословского, в «градском Иоанно-Богословском приходе» проживало 442 жителя; он отмечает, что «купцы в приходе занимаются торговлею, а мещане ходят летом в работу на лодки». Интереснее другое: близость храма к Белозерскому кремлю – административному центру Белозерска и уезда – сказалась на сословном составе прихожан. Помимо немногочисленных представителей духовенства, дворян, купцов и мещан, среди прихожан необычно много было чиновников (12%) и особенно много (более 62%) – военнослужащих, отставных солдат и их жен. В теплой трапезной церкви Иоанна Богослова находились два придела: во имя преподобного Симеона Столпника и в честь Воздвижения Креста Господнего. В 1883 году Воздвиженский придел перенесен в новую пристройку. Церковь была закрыта в начале 1930-х годов и полуразрушена. К.И. Козлов в 1990-е годы записал: «Меня поразил рассказ А.Г. Лапина о том, как это происходило. Кресты сдёргивали под «дубинушку» – канатом. Это считалось важным общественно-политическим мероприятием, и люди на него сгонялись со всего города. Много хлопот доставила разрушителям колокольня – динамита не было, техники тоже, и тогда додумались вот до чего: набили колокольню дровами и подожгли. Горела она несколько дней и «аутодафе» не выдержала – рухнула. Поистине – адское пламя!» В остатках церковного здания долгое время размещалось пожарное депо. В настоящее время здесь находятся магазин и оптовый склад.
Дореволюционные священнослужители прихода церкви Иоанна Богослова с 23.12.1759-1763 – священник Дмитрий Ильин 09.06.1857-30.10.1907 – священник, протоиерей (1903) Михаил Павлович Беляев. Умер 30.10.1907 года. 1864,1883,1894,1905-1907 – протоиерей Михаил Павлович Беляев, помощник благочинного 1910 – священник Александр Казанский 1916 – священник Кир. Дмитриевич Богословский с 1759-1763 – дьячок Петр Фёдоров с 7.03.1749-1763 – пономарь Иосиф Ильин |
|
Архитектура Полуразрушенная и значительно перестроенная церковь Иоанна Богослова стоит на углу современных улиц Дзержинского и Юных Коммунаров. Судя по фотографиям, прежде облик храма был типичен для Белозерья XVIII века и в целом соответствовал стилю барокко. Здание церкви имело характерную композицию: главный холодный храм в виде большого восьмерика на кубическом четверике был увенчан восьмигранным световым барабаном. С запада к храму примыкала низкая широкая теплая трапезная, охватывавшая холодный храм двумя приделами с севера и юга, и находящаяся на центральной оси стройная шатровая колокольня с окошками-слухами и маленькой главкой, под которой был устроен вход в теплый храм. Восьмерик был перекрыт характерным восьмигранным колоколообразным куполом с переломом, восьмигранный световой барабан на котором был увенчан сферическим куполом с маленькой шарообразной главкой с перехватом и вытянутой шейкой с ажурным крестом. Декор был простым: проемы обрамляли скромные плоские наличники, стены украшали простые карнизы и цоколь, углы объемов отмечены простыми лопатками, арки звонов «поддерживали» несложные карнизы, а над арками (и, видимо, по ребрам шатра) имелись простые валиковые наличники. Заметно, что облик церкви подвергся незначительным изменениям в эпоху классицизма (очевидно, в XIX веке): главки получили характерное для классицизма оформление, между окнами светового барабана были поставлены декоративные колонки, поддерживающие кольцевой антаблемент главки. Возможно, в это же время окна восьмерика и барабана получили арочное завершение с веерной расстекловкой. |
|
Реставрации Судя по элементам декора, в эпоху классицизма здание претерпело первую реконструкцию. Известно, что в 1883 году для расширения Воздвиженского придела к трапезе была сделана какая-то пристройка. На фотографиях рубежа XIX–XX веков видно, что шатер колокольни был покрыт железом, после укладки которого остался один ярус малых окошечек-слухов, имеющих вид простых прямоугольных отверстий; очевидно, при этом были срублены всегда выступающие над слухами небольшие щипцы (возможно, изначально в высоком шатре имелся даже и не один ярус окошечек-слухов). Над ярусом звонов железная крыша шатра получила широкий перелом для оттока воды (аналогичный имелся и у церкви Спаса на канале), изменивший силуэт колокольни. Кованый крест на колокольне был заменен в начале ХХ века на более крупный. В советское время здание церкви было лишено колокольни, обезглавлено и перестроено до неузнаваемости. От прежней постройки остался лишь первый этаж, над которым надстроен второй – деревянный. Декор стен полностью утрачен, в стенах в соответствии с потребностями были пробиты новые окна. |
|
Информация о партнёре В 2018 году в рамках реализации проекта БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей» «Храмы Белозерска: создание информационной системы с использованием интернет-технологий» – победителя победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2017–2018» – на здании установлена информационная табличка. |