Объект | Церковь Иоанна Предтечи |
Датировка | 1810 г. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект культурного наследия регионального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. III Интернационала |
Краткое описание | Храм представляет собой очень интересный образец провинциальной архитектуры ампира с тяготением в декоре к формам ранней классики и является самым значительным архитектурным памятником из всех культовых построек Белозерска XVIII–XIX веков. Красивому плану церкви отвечает интересное по замыслу и богатое по формам объемно-пространственное решение. |
Состояние | аварийное. |
Современное использование | не используется. |
История
Храм был возведен в 1810 году к востоку от древнего городища в центре небольшой площади. Западной стороной он обращен к улице III Интернационала. Существует предание, согласно которому на его месте ранее стояла деревянная семипристольная церковь. После ее разрушения построили две каменные – Троицкую, которая «неизвестно когда и почему уничтожилась», и простоявшую вплоть до начала XIX века Ивановскую, на месте которой на средства прихожанина купца Горина, попавшего в шторм и давшего обет о возведении новой церкви, и был создан храм во имя Иоанна Предтечи, иногда называемый Троицким. Близость архитектуры храма к ряду построек архитектора В.И. Баженова позволяет предположить, что автором памятника мог быть сам Василий Иванович или его ученики. Ясность в этот вопрос внесла участница вторых Кирилло-Новоезерских чтений Н.И. Королёва. В работе, посвященной истории храма Иоанна Предтечи, она пишет, что Иван Горин был хорошо знаком с московской купеческой семьей Долговых, из которой происходила жена В.И. Баженова. Знаменитый архитектор выстроил целый ряд зданий для своего тестя и его брата Афанасия Долгова (на 1-й Мещанской (ныне проспект Мира, д. 18), Большой Ордынке, д.21). Исследовательница указывает, что в 1951 году И.Э. Грабарь опубликовал план неизвестного храма из альбома XVIII века и приписал чертеж именно В.И. Баженову. В 1975 году бригада архитекторов ВПНРК сделала схематический обмер памятника. Полученные данные совпали с этим чертежом. Искусствовед В.Выголов отмечал: «Проведенные нами исследования материалов и обнаруженные чертежи позволяют считать автором проекта храма – архитектора Василия Баженова. В одном из альбомов, хранящихся в научно-исследовательском музее русской архитектуры имени Щусева в Москве, находится план фасада и разрез неизвестного храма. Эти графические изображения почти полностью идентичны храму, построенному в Белозерске». В. Выголов датировал чертежи церкви Иоанна Предтечи временем до первой половины–середины 90-х годов XVIII века. Проект, очевидно, был создан зодчим еще до отъезда в Санкт-Петербург в 1792 г., когда уволенный Екатериной II с государственной службы после царицынского строительства, он бедствовал и 18 февраля 1790 г. подал прошение о работе в Управу благочиния Москвы. Возможно, таким образом заказчик и нашелся. Значит, проект храма можно отнести к «московскому» периоду Баженова. Н.И. Королёва приводит и интересную легенду о ходе строительства храма: «…когда храм был почти закончен и планировалось строительство колокольни, Горин взял большой денежный заем, купил на эти деньги зерно, загрузил на корабли, и караван отправился в путь по реке Шексне и Белому озеру. Когда корабли, нагруженные зерном, плыли по Белому озеру, разыгрался сильный шторм, и все они затонули. Горин разорился и умер в нищете. Ни о какой каменной колокольне при храме и речи уже не шло, но скромную деревянную все же поставили. Правда, до наших дней она не сохранилась». Кладка со штрабой на западной стене трапезной также свидетельствует о том, что возведение колокольни планировалось, но так и не было осуществлено. В XX веке для приспособления здания под мастерские во всех объемах, кроме трапезной, были подшиты плоские потолки, а интерьер сделан в два этажа. Во второй половине XX века в здании располагались кабинеты для практических занятий Белозерского СПТУ. Центральная ротонда храма была перекрыта деревянным куполом, опирающимся на деревянные консольные, врезанные в толщу стены конструкции. В северном приделе можно было наблюдать фрагменты орнаментальной росписи гризалью на сводах в очень плохом состоянии. В 1992 году по заказу областного управления культуры специалисты Московского института «Спецпроект–реставрация» подготовили документы по реставрации храма, провели предварительные исследования грунта, конструкций, осуществили исторические обмеры памятника, определили сроки проведения работ. Храм должен был вырасти на 22 метра («Именно настолько он уменьшился в результате разрушений и переделок», – сообщила главный хранитель музея Т.В. Богомолова). В 1995 году все работы по реконструкции храма планировалось завершить, но сложная экономическая ситуация в стране, к сожалению, помешала этому. Дореволюционные священнослужители прихода церкви Иоанна Предтечи: с 17.01.1738-1763 – священник Фёдор Иванов с 1757-1763 – дьячок Иван Фёдоров с 1759-1763 – пономарь Иосиф Фёдоров |
|
Архитектура Сложная плановая структура здания эффектна и симметрична относительно центральной оси. Она включает в себя ротонду храма с полукружием апсиды, северный и южный прямоугольные в плане приделы, также завершенные с востока и запада полукружиями, и четырехстолпную трапезную со скругленными углами. Последняя была соединена с храмом узким переходом. Ее план близок прямоугольнику, она вытянута по оси север–юг, увенчана маленькой декоративной главкой и делится крещатыми в плане столбами на три продольных нефа с полукружиями в завершении интерьера. Ее кровля – пологая, купольная. Мощный объем трехсветной ротонды доминирует в объемно-пространственной композиции. Она была завершена высоким куполом с изящным круглым барабаном и маленькой главкой с длинным шпилем. К ротонде с востока примыкает двусветный объем полуцилиндра апсиды, а с севера и юга – двусветные объемы двух приделов, украшенные четырехколонными портиками тосканского ордера. Кровля апсиды и приделов – трехступенчатая. Декор фасадов был выполнен в традициях ранней классики. Плоские парные пилястры оформляли круглый барабан главы с четырьмя окнами, ориентированными по сторонам света и обладающими полуциркульным завершением. Такое же завершение имела оформленная полуколоннами средняя часть из восьми тройных окон, которые прорезают гладкие стены ротонды в третьем свете, боковые же окна декорированы пилястрами. Остальные окна в первом свете имеют прямоугольную форму, а также филенки или горизонтальные бровки, а во втором – они круглые. Многообломные карнизы объединяют отдельные части здания. Апсиду украшают восемь трехчетвертных колонн тосканского ордера, которые сгруппированы попарно. Северный и южный участок стен рустован. Карниз антаблемента с фигурным аттиком трапезной, который поддерживают четыре колонны ионического ордера, а также фронтоны четырехколонных портиков приделов украшены дентикулами. Интерьер интересен длинными узкими нишами с арочным завершением и мощными откосами, объединяющими окна первого и второго света. Они подчеркивают вертикализм форм интерьера вместе с пилястрами на стенах трапезной. Строгая, изысканно парадная архитектура здания производит сильное впечатление, а сложность общего замысла и большое мастерство исполнения выдают руку крупного столичного мастера. |
|
Реставрации В начале XX века была разрушена верхняя часть ротонды и расширен переход от храма к трапезной. Во второй половине XX века в переходе оконные проемы были растесаны под двери и утратили сандрики. В тот же период был уничтожен портик у южного придела, в нем же и в апсиде растесали окна второго света. Оконный проем стал широким дверным в восточной части ротонды. К апсиде и трапезной пристроили кирпичные объемы. Характер интерьера был полностью изменен, его отделка – утрачена. Лестница на второй этаж была вырублена в толще южной стены перехода. Первоначальные полы не сохранились. |
|
Информация о партнёре |