Объект |
Церковь Успения с колокольней |
Датировка |
1800–1808 гг. |
Вид |
памятник архитектуры. |
Статус |
объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес |
Россия, Вологодская обл., г. Тотьма. |
Престолы |
Успения Пресвятой Богородицы. |
Краткое описание |
Успенский храм построен в одной связи с колокольней, высота которой – 52 метра. Парадная величавость колокольни особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. Нижний этаж колокольни украшен характерными для тотемского барокко клеймами-картушами. С колокольни открывается великолепный обзор Тотьмы, долины реки Сухоны и ближайших окрестностей города. Успенский храм – важнейший объект музейного показа в г. Тотьме. |
Состояние |
удовлетворительное. |
Современное использование |
Музей церковной старины МБУК «Тотемское музейное объединение». |
История
Первоначально на месте существующих каменных церквей Успенского прихода было подворье Спасо-Прилуцкого монастыря с деревянным храмом преподобного Димитрия Прилуцкого, от которого протекающий рядом Крутой ручей стал называться Дмитриевским. В дозорной книге города Тотьмы 1620 г. у Дмитриевского ручья уже значатся «храм холодный Воскресения Христова клетцки, да другой храм теплый Дмитрия Прилуцкого чудотворца». В 1749–1755 гг. была построена каменная одноэтажная Успенская церковь с приделами во имя Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, и Николая Чудотворца. По «непрочности строения» церковь в 1800 г. была разобрана, вместо нее предполагалось согласно указу от 1792 г. построить каменную двухэтажную: внизу – во имя Успения Пресвятой Богородицы, а вверху – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Но проект не был реализован полностью. Построена была лишь одноэтажная Успенская церковь в одной связи с колокольней, а вместо верхнего этажа возвели деревянное завершение, перекрытое сферическим куполом и увенчанное шарообразной главкой. К началу ХХ в. в церкви находился выкрашенный белой краской иконостас, построенный в классическом стиле в середине XIX в.
После закрытия при советской власти большинства тотемских церквей Успенский храм до 1937 г. оставался единственным действующим. После закрытия храма в здании разместился цех по изготовлению макаронных изделий и патоки, а с 1962 г. – кондитерский цех. В примыкающей к колокольне северной палатке с 1960-х гг. по 1973 г. находился магазин по продаже керосина, гвоздей и рабочего инвентаря. В восточной части здания размещалось еще одно предприятие – фильмопроверочная Тотемского кинопроката. В конце 1970-х гг. была проведена работа по изучению состояния историко-архитектурного наследия города. Решением Вологодского облисполкома «О мерах по улучшению охраны и использования памятников истории и культуры города Тотьмы» было учтено и взято на государственную охрану 37 памятников, представляющих историко-культурную ценность, в их числе и Успенская церковь. С 1995 г., после проведения реставрационных работ, в здании Успенского храма открылась экспозиция Музея церковной старины Тотемского музейного объединения.
|
Архитектура Успенская церковь находится на высоком левом берегу реки Сухоны, благодаря увенчанной шпилем многоярусной колокольне она доминирует над окружающей застройкой. В сравнении с колокольней одноэтажный Успенский храм выглядит приземистым.
Основной прямоугольный объем храма перекрыт сомкнутым сводом с четырьмя большими распалубками над арками, ведущими на окружающую четверик галерею. С востока к галерее примыкает прямоугольный алтарь, с запада – трапезная. Решение фасада церкви традиционно для классицизма: декор представлен крупным рустом, неглубокими нишами и замковыми камнями над прямоугольными окнами без наличников. Центральная часть церкви, выделенная гладким ризалитом и завершенная фронтоном, имеет три окна с полукруглыми архивольтами над ними. Над сводом храма расположен декоративный прямоугольный объем, увенчанный деревянным куполом с шарообразной главой и восьмиконечным крестом.
Колокольня представляет собой ярусную постройку, нижний ярус которой сооружен в стиле барокко, а верхние – в стиле классицизма. На высоком, с тремя ярусами окон четверике, поставлен ряд убывающих восьмериков, увенчанный высоким шпилем на небольшом деревянном восьмерике. Наружные стены первого яруса колокольни украшены барочными нишами с наличниками и фигурными картушами из лекального кирпича. На углах этого яруса колокольни – двойные пилястры. Второй ярус четверика колокольни освещаются пятью большими прямоугольными окнами (шестое – ложное). Третий ярус четверика прорезан восьмью прямоугольными окнами, простенки между которыми заняты в интерьере нишами, обозначенными на фасаде ложными окнами. Четверик колокольни завершается треугольными фронтонами с круглыми окнами. Карнизы четверика и фронтонов выполнены из лекального кирпича. Деревянные перекрытия на ярусах колокольни соединяются лестницами. |
Реставрации В 1979 г. был составлен эскизный проект реставрации церкви Успения. Автор проекта – О.А.Шаховская, архитектурный надзор осуществил архитектор И.Б.Медведев. Тотемским реставрационным участком в 1979–1990 гг. выполнен огромный объем работ: разборка поздних закладок проемов и перегородок, восстановление первоначального облика оконных и дверных проемов, восстановление завершения колокольни и утраченного декора, ремонт кровли и завершения храма. В 1993–1995 гг. велись работы по созданию Музея церковной старины. В 2006 г. проводились ремонтные работы. В 2010–2011 гг. ООО «Наследие» (г. Вологда) выполнило архитектурную реставрацию здания: был выпрямлен шпиль колокольни, покрашена кровля, произведена окраска снаружи и внутри, а также укрепление окон. |
Информация о партнёре В 2014 году на средства партнера проекта – Тотемского музейного объединения – на здании церкви была установлена информационная табличка c QR-кодом. |