Объект | Ансамбль Троице-Гледенского монастыря |
Датировка | XVII–XVIII вв. |
Вид | ансамбль. |
Статус | объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовица. |
Элементы ансамбля | Собор Троицы, церковь Тихвинской Богоматери с трапезной, церковь Успения, северо-восточная башня ограды, ограда с северными и западными воротами. |
Краткое описание | Троице-Гледенский монастырь – одна из старейших обителей на Русском Севере, время основания которой, видимо, восходит к XIII в. Когда-то здесь находилось древнейшее укреплённое поселение устюжан – Гледен. Сегодня монастырский ансамбль состоит из каменных построек XVII–XVIII вв., отражающих традиции местной школы зодчества. |
Состояние | удовлетворительное. |
Современное использование | используется Великоустюгским государственным музеем-заповедником. |
История
На высоком коренном берегу над пойменными лугами и староречьями, образовавшимися при слиянии рек Сухоны и Юга, стоит гора Гледен. Согласно летописным известиям здесь в 1178 г. великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо было основано древнейшее укреплённое поселение устюжан – Гледен, заброшенное лишь в XV в. Сегодня отовсюду виден находящийся на этом возвышении Троице-Гледенский монастырь. Это одна из старейших на Русском Севере обителей, время основания которой, видимо, уходит в XII–XIII вв. В период расцвета число монашествующих в обители достигало четырёх десятков. Патриаршим указом 1697 г. игумены Троице-Гледенского монастыря получили чин архимандрита. На монастырь работали более полутора сотен служителей-бельцов. В 1725 г. в принадлежащих монастырю 60 деревнях проживало более 1000 душ мужского пола крестьян-половников. В это время монастырь владел 8 мельницами, более чем тысячью голов скота, 187 лошадьми; в Устюге ему принадлежали лавка и двор. Монастырь вёл прибыльную торговлю солью и зерном. В 1764 г. в ходе проведения секуляризационной реформы имущество монастыря было передано государству, а взамен обитель, отнесённая к третьему классу, получила финансирование по смете. В половодье 1807 г. реки Сухона и Юг, некогда сливавшиеся напротив монастыря, изменили русла и отдалились от горы Гледен, и пристань здесь перестала существовать. Монастырь потерял ещё одну из статей своих доходов. Это событие оказалось символом перемен. В иные годы в монастыре было от двух до четырёх монашествующих. В 1841 г. утративший популярность монастырь был упразднён. В 1911 г. монастырь был возрождён как женский и существовал до закрытия в 1918 г. Бывшие монахини образовали трудовую сельскохозяйственную коммуну во главе с бывшей настоятельницей монастыря, и продлили существование обители до 1925 г. Сегодня монастырский ансамбль состоит из каменных построек XVII–XVIII вв. – времени расцвета Великого Устюга и Троице-Гледенского монастыря. В XIX в. постройки монастыря практически не подвергались перестройкам из-за его тяжелого материального положения. Древнейшая из сохранившихся до наших дней построек монастыря – Троицкий собор. Он был построен на средства Босых – одной из крупнейших устюжских купеческих фамилий. Собор заложили в 1659 г., но завершили строительство после перерыва лишь в 1690-х гг. Блистающий позолотой иконостас Троицкого собора, сооруженный в конце XVIII в., проникнут торжественным и праздничным настроением. Иконостас сооружался с 1776 по 1784 г. резчиками из Тотьмы – братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Иконы к нему в 1776–1781 гг. писали устюжские художники Алексей Васильевич Колмогоров, Егор Александрович Шергин и отец Василий Аленев. Скульптуру в иконостасе расписывали устюжане Прокопий Андреевич Износов и Семён Попов. В XVIII в. в монастыре под руководством ярославского мастера Михаила Борисова был сооружен ряд каменных построек. В 1738 г. была заложена тёплая Тихвинская церковь с трапезной палатой. Её строительство было завершено в 1740-х гг. В 1750-х гг. собор и трапезную соединили крытыми каменными переходами. Возле северных ворот по линии стен в 1730–1740-е гг. была построена небольшая каменная Успенская больничная церковь. В XVIII в. с запада и севера от монастыря возведена невысокая каменная ограда с двумя воротами. С востока и юга ограда оставалась деревянной. С момента закрытия обители Троицкий собор находится в ведении музея. В остальных зданиях с 1925 по 1983 г. последовательно располагались далёкие от задач сохранения монастыря и благочестия колония для беспризорников, детдом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых. С 1970-х гг. ведётся реставрация зданий и иконостаса собора. Ныне все здания монастыря используются Великоустюгским государственным музеем-заповедником. Список настоятелей Троице-Гледенского монастыря XVI–XX вв.
Игумены: Пимен (1539), Мисаил (1558), Варсонофий (1588), Павел (1599), Мисаил (1616–1618), Иона (1620–1659), Афанасий (1659–1674), Иосиф (1674–1683), Андроник (1684–1690), Филарет (1692–1721, с 1697 – архимандрит); архимандриты: Иоасаф (1722–1737), Сергий (1738–1757), Мисаил (1757–1765); игумены: Асигкрит (1765–1766), Авраамий (1766–1771), Геннадий (1771–1794), Никон (1794–1798), Иакинф (1798–1799), Герман (1799–1809), Варлаам (1809–1826), Пахомий (1826–1840), Вениамин (1840–1841); игуменья Рипсимия (1912–1925). |
|
Архитектура Ансамбль Троице-Гледенского монастыря расположен в трёх километрах от Великого Устюга. С западной и с южной стороны от монастыря находится село Морозовица. Монастырь стоит на высоком коренном берегу и хорошо виден на большом расстоянии. Центральные сооружения монастыря – Троицкий собор и Тихвинская церковь с трапезной. Они составляют основу планировочной структуры монастыря и определяют его объемно-пространственную композицию. Успенская церковь находится в северо-западном углу огороженной территории монастыря. С запада и севера сохранилась каменная монастырская ограда. К северо-востоку от Троицкого собора находится угловая башня ограды, напротив его западного фасада – главные ворота монастыря. Крупнейшим зданием монастыря является поставленный на высокий подклет Троицкий собор, который, видимо, сооружался по образцу собора Михайло-Архангельского монастыря. Троицкий собор производит впечатление строгости за счёт сдержанного декора. Подчёркнуто нарядно смотрится шатровая колокольня, украшенная многочисленными ширинками и карнизами. В соборе сохранился один из лучших в Великом Устюге вырезанный из дерева позолоченный пятиярусный иконостас, выполненный в стиле елизаветинского барокко. В иконостасе представлено более четырёх десятков выразительных образцов объёмной скульптуры. Тихвинская церковь с трапезной палатой представляет собой традиционное для монастырей сооружение, выдержанное в формах архитектуры середины XVII в. Высокий нижний подклетный этаж служил для хозяйственных нужд. Западную часть второго этажа занимает большая трапезная палата. Внутри неё – характерный обширный зал для трапез с могучим квадратным столбом в центре, поддерживающим своды. Успенская больничная церковь – традиционный для рубежа XVII–XVIII вв. храм типа «восьмерик на четверике», прежде увенчанный небольшой главкой. С запада к церкви примыкает низкий одноэтажный корпус больничных палат и братских келий, составляющий с ней единое целое. Монастырь окружает невысокая каменная ограда с двумя воротами с северной и западной стороны и с небольшой двухъярусной башней на северо-восточном углу. Привлекают внимание Святые ворота, выполненные в виде однопролётной арки с аттиком, в рамах на котором находились иконы. Обрамление этих ворот напоминает перспективные порталы храмов XVI–XVII вв. |
|
Реставрации Первоначально открытые галереи Троицкого собора были заложены. До наших дней не сохранились соединявшие собор и трапезную палату каменные переходы. В 1898 г. надстроен окружённый галереей второй этаж угловой башни ограды. В ХХ в. были утрачены деревянные южная и восточная части ограды монастыря, хозяйственные постройки. В настоящее время реставрируется угловая башня ограды. Тихвинская и Успенская церкви в XX в. были лишены главок, ныне на Тихвинской церкви завершение восстановлено. На территории монастыря в XX в. были возведены хозяйственные и жилые постройки, не относящиеся к монастырю. |
|
Информация о партнёре В 2013 году на средства партнера проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на входе в ансамбль была установлена информационная табличка c QR-кодом. |