Объект |
ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО |
Датировка |
1739–1747 гг. |
Вид |
памятник архитектуры. |
Статус |
объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес |
Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Дымково, ул. Первая, 1. |
Входит в ансамбль |
ансамбль Дымковских церквей. |
Престолы |
главный - преподобного Сергия Радонежского, нижний - святителя Николая Мирликийского.
|
Краткое описание |
Тёплая церковь, входящая в приходской комплекс. Облик храма определяет композиция «кораблём», характеризующаяся ярусным завершением центрального объёма и примыкающей к нему с запада большой трапезной. Интересен сложный декор наличников, пилястр и карнизов из фигурного кирпича. В интерьере сохранились печи середины XVIII в., облицованные полихромными изразцами.
|
Состояние |
удовлетворительное. |
Современное использование |
используется Великоустюгским государственным музеем-заповедником для внешнего показа.
|
История
Церковь Сергия Радонежского входит в ансамбль церквей Дмитриевского прихода, расположенный в Дымковской Слободе. Считается, что первые деревянные церкви были построены здесь в 1383 г. в память участия устюжан в Куликовской битве. Тёплая церковь клетского типа играла в составе ансамбля деревянных храмов с.Дымково подчинённое положение. Судя по описаниям XVII в., в ансамбле Дмитровского прихода доминировали крупные шатровые постройки: холодная Дмитриевская церковь и колокольня.
Пришедшая в XVIII в. на смену деревянной каменная тёплая церковь также уступает размерами соседнему Дмитриевскому храму. Храм был построен в 1739–1747 гг. Нижний храм освящён 25 сентября 1749 г. во имя Святителя Николая. 17 сентября 1769 гг. на втором этаже был освящён престол во имя преподобного Сергия Радонежского.
В 1930 г. церковь была закрыта. В настоящее время здание церкви Дмитрия Солунского закреплено за Великоустюгским государственным музеем-заповедником.
|
Архитектура
Церковь соседствует с расположенным севернее летним храмом Дмитрия Солунского. Композиция церкви «кораблём» характерна для местного зодчества XVIII в. Церковь представляет собой вытянутое по линии запад–восток двухэтажное сооружение, почти полностью симметричное относительно продольной оси. Первый этаж состоит из храма, к которому с востока примыкает пятигранная апсида, а с запада – квадратная в плане трапезная и отдельная хозяйственная палата, связанная с помещениями под ведущим на второй этаж крыльцом. Четверик храма второго этажа церкви поставлен над трапезной нижней церкви, к нему также примыкают пятигранная апсида и квадратная трапезная. На примыкающую к трапезной паперть ведёт крыльцо с одномаршевой деревянной лестницей. Храм завершён украшенным угловыми полуколонками восьмериком с узкими окнами, увенчанным восьмигранным барабаном. Луковичная главка с перехватом, имеющая в основании широкую «юбку», увенчана четырёхконечным крестом с «сиянием».
Декор фасадов выполнен из фасонного кирпича в традициях северного барокко, но с применением отдельных мотивов, характерных для предшествующего ХVII в. Углы первого этажа украшены филёнчатыми лопатками с запоминающимися звёздчатыми розетками, а второго – строенными полуколонками. По горизонтали гладь выбеленных стен разделяют выразительные членения, раскрепованные по пилястрам: многообломные цоколь и венчающий карниз, городчатый междуэтажный карниз. Выше карниза стены храма украшены рядом полуциркульных кокошников. Оконные проёмы окружены развитыми рамочными наличниками, над которыми в первом этаже расположены сандрики-«бровки», а на втором – прихотливые фронтоны. Вход в нижнюю церковь обрамлён перспективным порталом.
Вход в трапезную на втором этаже устроен с галереи, первоначально опиравшейся на аркаду. Пилоны крыльца украшены рустом, арки имеют замковые камни. Освещающие лестницу окна имеют «ползучие» арочные завершения. Рундук крыльца покрыт сферическим куполом.
Полы верхнего храма и алтаря выполнены из белокаменных плит, в других помещениях они дощатые.
|
Реставрации Первоначально железом были покрыты лишь апсида и купол храма, остальные кровли были крыты тёсом. Заложены арочные проёмы галереи под папертью. После закрытия были утрачены иконостасы. В 1983–1986 гг. проводились реставрационные работы под руководством архитектора Эдуарда Эдуардовича Наседкина. |
Информация о партнёре В 2013 году на средства партнёра проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на зданиии церкви была установлена информационная табличка c QR-кодом. |