Объект |
ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО |
Датировка |
1709 г. |
Вид |
памятник архитектуры. |
Статус |
объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес |
Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Дымково, ул. Первая, 1. |
Входит в ансамбль |
ансамбль Дымковских церквей. |
Краткое описание |
Храм Дмитрия Солунского – главный храм ансамбля приходских Дымковских церквей. Согласно преданию, первые деревянные церкви в Дымково были построены в память участия устюжан в Куликовской битве. Каменный храм Дмитрия Солунского построен в эпоху начала проникновения в местную архитектуру стиля барокко, что нашло отражение в его архитектуре. Этот храм является свойственным для Великого Устюга образцом бесстолпной пятиглавой церкви и одним из первых примеров использования в местной строительной практике восьмигранных барабанов. Он выделяется нарядным кирпичным декором и хорошо сохранившимся убранством интерьера.
|
Состояние |
удовлетворительное. |
Современное использование |
используется Великоустюгским государственным музеем-заповедником для внешнего показа. |
История
Церковь Дмитрия Солунского входит в ансамбль Дымковских церквей, расположенный на правом берегу Сухоны в Дымковской Слободе. Считается, что первые деревянные церкви были построены здесь в 1383 г. в память участия устюжан в Куликовской битве 8 (16) сентября 1380 г. Посвящение церквей св. Дмитрию Солунскому и св. Сергию Радонежскому указывает на то, что приход, действительно, мог быть основан либо в период властвования великого князя Дмитрия Донского (1350–1389), либо его ближайшими родственниками или потомками. Дмитрий Солунский почитался как небесный покровитель этого великого князя, а общественная деятельность преподобного Сергия Радонежского (около 1314–1392 гг., канонизирован в середине XV в.) была направлена на поддержку объединения Руси вокруг великокняжеского дома, и он своей подписью свидетельствовал завещание князя Дмитрия, установившее новый порядок наследования престола. Дымково долгое время было удельной собственностью великокняжеского рода. Впервые Дымково упомянуто в 1461 г. в завещании внука Дмитрия Донского великого князя Василия Тёмного.
Церкви не раз строились заново после обветшания или пожаров. По сообщению летописи, в 1539 г. «казанские татары да черемесы... сожгли у тех на посаде Дымкове две церкви, церковь св. мученика Димитрия, да церковь теплую Сергия Чудотворца». Старейшее описание Дымковских церквей сохранилось в писцовой книге 1630 г.: в окружении деревянной ограды и кладбища располагались «церковь Дмитрия Солунского чудотворца, древяна вверх, да теплая церковь Сергия Радонежского чудотворца древяна клетцки» и отдельно стоящая «колокольня рубленная шатровая, на ней 7 колоколов».
Каменная холодная церковь в Дымково была заложена 6 апреля 1700 г. Строительство завершилось в 1708 г. Освящение церкви во имя великомученика Дмитрия Солунского по окончании её отделки было проведено преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 6 июля 1709 г. В середине XVIII в. к югу от холодной церкви в два приёма возведена тёплая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
В 1859 г. на пожертвования купцов Ильи Яковлевича Грибанова и Павла Максимовича Жилина вокруг церквей была построена каменная ограда с воротами с восточной и южной сторон и двумя небольшими башенками на юго-восточном и северо-восточном углах.
В 1929 г. храм закрыли. В советское время Дымковские церкви использовались библиотекой, музеем, клубом, санаторием; здесь были складские помещения. В настоящее время здание церкви Дмитрия Солунского закреплено за Великоустюгским государственным музеем-заповедником.
В 1984 г. из иконостаса церкви были похищены и переправлены за рубеж десять икон праздничного чина. Памятники были обнаружены сотрудниками московского Музея русской иконы, выкуплены его владельцем Михаилом Юрьевичем Абрамовым, и в 2012 г. безвозмездно переданы Великоустюгскому государственному музею-заповеднику.
|
Архитектура
Холодная церковь Дмитрия Солунского принадлежит к памятникам переходного типа от местных традиций XVII века к формам эпохи барокко. Она являлась главным храмом прихода. Рядом с ней (с юга) расположена тёплая церковь Сергия Радонежского меньшего размера. С восточной стороны от Дымковских церквей расположены каменные ворота разобранной ограды, в состав которой прежде входила угловая частично сохранившаяся до наших дней юго-восточная башня.
Двухсветный четверик основного объёма храма завершён декорированным изразцами фризом и двумя рядами закомар «вперебежку». Венчает храм пятиглавие на восьмигранных барабанах (центральный барабан – световой, угловые – декоративные). Барабаны увенчаны сложными восьмигранными барочными главками с перехватом и четырёхконечными коваными крестами с «сиянием». С востока к храму примыкает трёхапсидный алтарь, а с западной стороны – одноэтажная трапезная и размещённая на оси здания высокая шатровая колокольня. Декор здания своеобразен: с северной стороны стены практически лишены украшений, а на других фасадах пилястры декорированы спаренными полуколоннами и ширинками, окна обрамлены наличниками из фигурного кирпича нескольких типов. Южный и западный входы украшены перспективными порталами из фигурного кирпича. На южной стене перед порталом выстроено живописное крыльцо-сень с витыми столбами. Западный вход расположен под колокольней, опирающейся на стену трапезной и два пилона. Колокольня скромно украшена ширинками и карнизами.
Одна из особенностей храма – хорошо сохранившийся до наших дней интерьер. В главном храме расположен барочный золочёный резной иконостас, построенный в XVIII в., вероятно, в два этапа (в 1700-х гг. и после середины века). Пять ярусов этого иконостаса разделены горизонтальными раскрепованными карнизами, а по вертикали – колонками. В верхнем ярусе колонки соединяются арками с висячей гирькой, зрительно разделяющей иконы с написанными попарно фигурами. В обильной резьбе преобладает мотив извивающейся виноградной лозы, привлекают внимание пышно декорированные царские врата и витые колонки. Венчает иконостас резное Распятие с предстоящими, размещённое в большом разорванном фронтоне. На стене позади Распятия – живопись в клейме, изображающая Бога Саваофа и ангелов с орудиями страданий, город Иерусалим. Второй, двухъярусный, иконостас расположен в трапезной, он выполнен в XIX в. Его оформление скромно и характерно для классицизма: он столярной работы, крашеный, декорирован колоннами и пилястрами коринфского ордера с золочёными капителями и карнизами.
Еще одна особенность храма – находящаяся в киоте над алтарём на восточном фасаде храма пятиметровая фреска с многофигурной композицией со Спасом-Вседержителем в центре, над которым в облаках – Господь Саваоф и Святой Дух, два ангела. Спасителю предстоят особо почитаемые на Севере святые – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, Иоанн Устюжский, Димитрий Солунский и Сергий Радонежский. К укреплённой в киоте лампаде попадали по деревянной лестнице со стороны северного фасада, выводившей к внутристеновому ходу и ограждённому металлическими перилами балкону над алтарём. Судя по тому, что киот передаёт характерную для деревянного зодчества форму торца здания, перекрытого «бочкой», фреска воспроизводит композицию на ранее существовавшей деревянной церкви.
|
Реставрации
В XIX веке появились контрфорсы пилонов колокольни. Заложены северный оконный и дверной проёмы. В ХХ в. с колокольни были сняты 8 колоколов, уничтожены деревянная лестница на северный рундук и кованая решетка прохода к киоту над алтарём. В 1983–1986 гг. в церкви проводились реставрационные работы под руководством архитектора Эдуарда Эдуардовича Наседкина: перекрыта кровля, проведены вычинка и побелка стен внутри и снаружи, расчищены изразцы, восстановлена деревянная лестница к киоту на северном фасаде. На колокольне переложена разрушившаяся кладка шатра, некоторое время до этого покрытого железом.
|
Информация о партнёре
В 2013 году на средства партнёра проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на здании церкви была установлена информационная табличка c QR-кодом.
|