Объект | Усадьба Захарова |
Датировка | 1790 г. - вторая половина XIX в. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Набережная, 61 - 63 |
Элементы ансамбля | северный флигель (Набережная, 61), главный дом (Набережная, 62), южный флигель (Набережная, 63) |
Краткое описание | двухэтажный дом с двумя флигелями в стиле классицизма. |
Состояние | удовлетворительное |
Современное использование | УФСБ России по Вологодской области (Набережная, 61), жилой дом (Набережная, 62), административное здание (Набережная, 63) |
История
Дом с двумя флигелями был построен в 1790 году купцом Степаном Ивановичем Захаровым, после смерти которого был продан. Известно, что с 1884 года он принадлежал уже другому купцу – Прокопию Федоровичу Саблину. Очередную продажу дома осуществили его наследники. Новым владельцем с 1872 года стал купец Алексей Порфирьевич Новосельцев. Новосельцев продал здание с флигелями, и с 1894 года оно числилось за купеческой невесткой Марией Васильевной Добрецовой, которая для личного пользования заняла основной дом, а флигеля сдала в аренду. Один из флигелей стал рестораном. Пристройку по переулку заняли магазины, среди которых был и бакалейно-гастрономический магазин самой Марии Васильевны. В угловом же, обладающем удачным расположением флигеле открылась гостиница для приезжающих. На него обратил внимание и австрийский гражданин Линдор и в 1912 году открыл в нем кинотеатр на 196 человек под названием «Электрик», рассчитанный на солидную публику со средствами – купечество, чиновников, интеллигенцию. Помещение было богато обставлено, в фойе посетителям предлагались отечественные и зарубежные газеты и журналы, разложенные на столах, к их услугам был устроен и буфет. В те же времена в городе работал главный конкурент «Электрика» – кинотеатр «Чары», который расположился в помещении бывших льняных складов (амбаров). Он вмещал в себя больше зрителей, привлекая их недорогими билетами, и потому всегда был заполнен. Тогда, как писал краевед Н.М. Кудрин, популярностью пользовалась шуточная частушка: «Чары» заняли амбары, А «Электрик» – номера. В «Чары» ходят все кухарки, А в «Электрик» – господа. Победу в борьбе за зрительское внимание одержали «Чары», «Электрик» пришлось закрыть. А дом с флигелями стал принадлежать братьям М. и А. Володиным: основное здание использовало официальное учреждение – сюда переехали присутственные места из соседнего дома, угловой флигель – контора Северо-Двинского общества потребителей. В собственность государства здание перешло 26 ноября 1918 года. Его в годы существования Северо-Двинской губернии эксплуатировал губпродком, затем амбулатория водников, после – губернское управление милиции и районный отдел милиции, находившийся здесь до 1930-х годов. Угловой флигель, а также примыкающее к нему помещение служили и кондитерской фабрике центрального рабочего кооператива (позже – промартелям «Красный кондитер» и «Инвалид»). Дом и угловой флигель в конце концов опять стали жильем для горожан. Второй флигель передан Великоустюгскому музею-заповеднику для хранения его фондов. |
|
Архитектура Основное здание ансамбля усадьбы Захарова, по словам исследовательницы В.П. Шильниковской, представляет собой типичный пример выстроенного в соответствии с «Фасадами примерными» двухэтажного каменного дома в «7 окон» с рустованным цокольным этажом, классическим венчающим карнизом и характерными для того времени наличниками окон бельэтажа. Двухэтажные флигеля имели по три окна на каждом этаже. Главный дом по линии фасада соединен с флигелями малыми архитектурными формами въездов в виде двух своеобразно обработанных калиток. Между калитками были установлены металлические решетчатые ворота. Такие же въезды встречаются в различных уголках Великого Устюга. Этот тип жилищного строительства был одним из двух основных направлений развития Устюга первой половины XIX века, включив в себя элементы проектов Тверской серии и «Фасадов примерных против протчих вновь строющихся каменным и жилым домам». Согласно этим проектам строились и скромные деревянные дома городских окраин, и богатые каменные особняки центра. Заказчик, обладая большими или меньшими средствами, мог выбрать дом в один или два этажа, в 3, 5, 7, 9 или 11 окон по главному фасаду. В усадьбе Захарова нашел воплощение самый распространенный в Устюге вариант – тип №3 «Фасадов примерных». Сегодня в городе сохранилось достаточно много каменных двухэтажных жилых домов этого типа, очень похожих друг на друга по общей композиции и различающихся элементами декоративного убранства, которые разрешалось выбрать самому заказчику. Любопытно, что второе направление строительства было представлено жилыми домами мезонинной системы, которые отличались от рассмотренного выше типа только применением традиционного мезонина, обогащающего композицию здания. Планировка устюжских жилых домов XIX в. не была регламентирована и потому продолжала традиции предыдущего периода. Первый этаж, обычно имеющий вспомогательное значение, перекрывался системой сводов, на втором, на который можно было попасть по наружной лестнице, вынесенной из основного объема здания, – устраивались парадные и жилые комнаты. Все помещения дома группировались вокруг центральных сеней.
Центральная часть композиции главного фасада, обращенного к Сухоне, выделена на уровне второго этажа изящным балконом с ажурным кованым ограждением. Окна рустованного первого этажа лишены обрамления, под ними размещены прямоугольные ниши. Окна второго этажа оформлены одинаково – рамочными наличниками с развитым аттиком-полочкой с дробными карнизами с «сухариками» и рельефными орнаментальными вставками над и под окнами. Под венчающим карнизом расположен широкий орнаментальный фриз, в котором со стороны двора прорезаны небольшие окна антресольного этажа. В более скромном оформлении флигелей использован прием заглубления окон в стену, в результате чего простенки приобретают характер лопаток. Вместо рельефных вставок над и под окнами флигелей размещены небольшие прямоугольные ниши. Фасады всех зданий выбелены. Крыши всех зданий – четырехскатные вальмовые, покрыты железом. Ансамбль служит одним из украшений Набережной, выделяясь гармоничными пропорциями и тонко прорисованными деталями. |
|
Реставрации К западной половине дворового фасада главного дома усадьбы на рубеже XIX–XX веков сделана капитальная трехэтажная пристройка с утилитарным оформлением, отличающимся от старой части здания. К дворовому фасаду одного из флигелей (дом 63) в XIX–XX веках сделаны 1–2-этажные пристройки, увеличившие его длину вчетверо. В ХХ веке печное отопление в зданиях ансамбля заменено центральным; дымовые трубы снесены. Деревянные переплеты окон с разделением на 6 стекол сохранилось в главном здании; в оконных проемах флигелей в ХХ веке установлены типовые деревянные рамы. В проемах окон 1 и, частично, 2 этажей флигелей между рамами находятся решетки XIX–XX веков разного рисунка. Часть оконных проемов флигелей заложены полностью или частично. Исторические полотна ворот и калиток утрачены; в начале ХХI века между домами 61 и 62 установлены современные кованые полотна.
|
|
Информация о партнёре В 2015 году на средства партнёра проекта – УФСБ России по Вологодской области – на доме была установлена информационная табличка c QR-кодом. |