Объект |
Собор Успения |
Датировка |
1639–1658 гг. |
Вид |
памятник архитектуры. |
Статус |
объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес |
Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, пр-т Советский, 62. |
Входит в ансамбль |
Центральный комплекс соборов Великого Устюга (Соборное дворище).
|
Краткое описание |
Собор Успения с пристроенными к нему церковью Благовещения и колокольней входит в ансамбль культовых сооружений Соборного дворища. Собор был центром епархии: в 1682–1788 гг. – Великоустюжской и Тотемской, в 1888–1918 гг. – Великоустюжского викариатства Вологодской епархии, в 1918–1923 гг. – Великоустюжской и Усть-Вымской епархии. Успенский собор объединяет соборный комплекс и имеет значение архитектурной доминанты общегородского масштаба. Здание собора изначально было выдержано в строгих монументальных формах, изменённых в ходе перестроек XVIII–XIX вв. на барочные. Великолепный резной иконостас выполнен в духе развитого барокко.
|
Состояние |
удовлетворительное. |
Современное использование |
используется Великоустюгским государственным историко-архитектурных и художественным музеем-заповедником и Центральной межпоселенческой библиотекой Великоустюгского района. |
История
На Соборном дворище, древнейшей площади Великого Устюга, возвышается сложный ансамбль, состоящий из пятиглавого Успенского собора и пристроенных к нему церкви Благовещения и колокольни. История Успенского собора насчитывает более семи веков. На строительство и украшение собора не раз поступали великокняжеские и царские пожалования. Впервые деревянный собор упоминается в 1290 г., когда для освящения построенного взамен сгоревшего собора в Устюг приехал ростовский епископ Тарасий (из чего следует, что собор существовал и до 1290 г.). На месте седьмого по счёту деревянного Успенского собора в 1619–1622 гг. по указу патриарха Московского Филарета из доходов Ростовской и Ярославской епархии выстроили первый в городе каменный храм, однако через девять лет он сильно пострадал от пожара. Строительство нового каменного собора «мирским подаянием и иждивением устюжан» по образцу главного храма Московской Руси – кремлёвского Успенского собора – велось с перерывами в 1639–1658 гг. В 1658 г. новый собор был освящён, а уже в 1679 г. пострадал от пожара.
Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера. Известны имена некоторых из них: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, лепщики Пётр Круглов, Сергей Рубцов и другие.
В главном храме города почитались чудотворными древние иконы «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия», храмовая икона «Успение Богоматери». Особо почиталась выносная икона «Богоматерь Одигитрия».
В соборе погребены шесть устюжских владык: Геласий, Александр, Боголеп, Сергий, Варлаам и Иоанн.
В последней трети XVIII в. образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чьё творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление. Современник иконописца академик Яков Фриз отмечал: «Город Устюг имеет право похвалиться иконописною работою и живописью... Сиеж самое искусство цветет ныне под надзиранием здешняго Успенскаго собора протоиерея Василия Аленева, которой в равном достоинстве состоит с наилучшими российскими живописцами». С именем Василия Аленева связывают и нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских – уникальную стенопись 70-х гг. XVIII в., сохранившуюся до наших дней.
После пожара 1679 г., когда сгорела деревянная шатровая зимняя церковь Козьмы и Демьяна, в 1680 г. начинается и строительство новой тёплой каменной церкви Успенского собора, которая примкнула к южной стене Успенского собора. Она расширялась в XVIII и XIX вв., и была переименована сначала в церковь Симеона и Анны, затем – в Благовещенскую. Возможно, также после пожара 1679 г. началось и возведение первой каменной соборной колокольни. Дата её постройки не известна, однако в писцовых книгах 1676–1683 гг. сообщается, что возле нового каменного собора существовала деревянная колокольня «на шести столбах».
Действующим собор был до конца 1929 г. После закрытия здание использовалось для размещения спецпоселенцев и (до 1976 г.) под склад. С 1970 г. по настоящее время в Благовещенской церкви размещается Центральная городская библиотека, где с 2003 г. проходят межрегиональные Прокопьевские чтения. Собор используется Великоустюгским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается вид на историческую часть Великого Устюга.
|
Архитектура
Успенский собор расположен недалеко от набережной Сухоны. Это главное сооружение центрального соборного комплекса Великого Устюга. С восточной стороны от собора проходит Советский проспект. С южной и западной сторон близко к нему располагаются здания бывшего архиерейского дома и собор Иоанна Устюжского, с северной – городской сквер с памятником Семёну Дежневу.
Величественный пятиглавый холодный храм с южной стороны закрыт двухэтажной тёплой церковью Благовещения, пристроенной в несколько этапов. С восточной стороны к тёплой церкви примыкает высокая двухчастная соборная колокольня.
Собор Успения изначально был выдержан в строгих монументальных формах, заменённых в ходе перестроек XVIII–XIX вв. на барочные. В результате многочисленных переделок XVIII–XIX вв. Успенский собор имеет сложную планировочную структуру. Его основной объём состоит из храма и трёхчастной апсиды. Двухсветный храм в плане представляет почти квадрат. Угловые подпружные арки несут восьмилотковый свод и барабаны глав. На хоры храма ведёт внутристенная лестница, расположенная в северо-западном углу. Вход в храм осуществляется с северной и западной сторон.
Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине XVIII в., декорирован лепными украшениями в виде небольших скульптур, венков, гирлянд, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, золочёный иконостас поражает тонкой резьбой по дереву: каннелированные коринфские колонны обвивают гирлянды цветов, выразительны орнаментальные розетки и ажурные рамы икон верхнего яруса.
|
Реставрации
Во время пожара 1679 г. была уничтожена деревянная тёплая церковь Козьмы и Демьяна, обгорели главы Успенского собора. В 1680 г. к собору с южной стороны пристраивается каменная тёплая церковь. Вероятно, тогда же (или несколько позднее) к ней пристраивают и каменную колокольню, первоначально шатровую. В 1728 г. была выломана западная стена собора и здание было расширено в этом направлении, в результате чего был в два раза сужен проход между Успенским и Иоанновским соборами. В XVIII в. собор и тёплая церковь не раз перестраиваются. В 1778 г. старые барабаны и главы собора были заменены ярусными восьмериками, которые до наших дней после многочисленных переделок сохранились в формах XIX в. В конце XVIII в. двухчастная соборная колокольня была надстроена и получила современное завершение в виде шпиля над восточной восьмигранной частью и четырёхскатного шатра над прямоугольной в плане западной, на которой размещались два крупных колокола весом 1054 и 500 пудов. В 1849 г. значительно расширена тёплая Благовещенская церковь. К этому же времени относится пристройка крылец к западному, северному и южному входам собора. После закрытия собора в декабре 1929 – январе 1930 г. с колокольни были сброшены колокола, в том числе уникальный «Варлаам» весом 1054 пуда, отлитый в Великом Устюге в 1754 г. В XX в. внутри храма была фрагментарно утрачена живопись, утрачено золочение глав и крестов, крест на колокольне. В последней четверти ХХ в. музеем-заповедником начата реставрация Успенского собора. В 1986 г. позолочены главы. В 1997 г. на соборную колокольню поднят первый колокол, а в 2008 г. – комплект из 9 колоколов. В настоящее время восстанавливается иконостас храма.
|
Информация о партнёре
В 2013 году на средства партнера проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на стене собора была установлена информационная табличка c QR-кодом.
|