Объект |
ПРЕОБРАЖЕНСКО-СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
Датировка |
1725-1740 гг. |
Вид |
памятник архитектуры. |
Статус |
объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес |
Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, пл. Комсомольская, 1. |
Входит в ансамбль |
Комплекс Преображенских церквей (ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря) |
Престолы |
главный во имя Сретения Господня и находившийся в северном приделе во имя Казанской иконы Божией Матери.
|
Краткое описание |
Храм имеет традиционную компоновку «кораблём». Это одна из первых церквей Великого Устюга, увенчанных тремя уменьшающимися восьмериками, образующими характерный для эпохи барокко устремлённый вверх ярусный силуэт. Уникальная для Великого Устюга особенность церкви в том, что в одном из восьмериков была звонница. Здание сохранило выразительный кирпичный декор и элементы отделки интерьера (изразцовые печи, иконостас, двери).
|
Состояние |
удовлетворительное. |
Современное использование |
здание используется Великоустюгским центральным архивом. |
История
Одно из первых свидетельств существования на территории женского Спасо-Преображенского монастыря Сретенской церкви содержится в Сотной книге 1530 г.: «за острогом же против Спасских ворот монастырь Спасской девичей, а в нем церковь Преображение... да теплая церковь Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Этот храм был деревянным, самой простой архитектуры – клетского типа. Существующий каменный храм построен на месте сгоревшей в 1715 г. деревянной церкви. Строительство каменной церкви было начато в 1725 г. к юго-востоку от каменной холодной Спасо-Преображенской церкви по благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Боголепа. Завершилось строительство в 1739 г. 7 августа 1740 г. храм был освящён во имя Сретения Господня. В 1764 г., после закрытия Спасо-Преображенского монастыря, храм становится приходским. На рубеже XVIII–XIX вв. в Сретенской церкви был возведён небольшой, богато оформленный двухъярусный иконостас. В сентябре 1928 г. Сретенскую церковь закрыли и передали губархиву. Сейчас в здании находится Великоустюгский центральный архив.
|
Архитектура
Тёплый храм Сретенья Господня – одно из выдающихся и оригинальных сооружений церковного зодчества Великого Устюга. Церковь расположена к юго-востоку от холодной Спасо-Преображенской церкви. Она представляет собой сильно вытянутое по линии восток–запад двухэтажное сооружение. Основной объём храма представляет собой четверик, увенчанный ярусным верхом из трёх уменьшающихся восьмериков. Уникальная для Великого Устюга особенность церкви в том, что один из этих восьмериков использовался в качестве палатки, а второй – звонницы. В восьмерик ведёт устроенная в толще западной стены храма лестница. С севера к храму примыкает Казанский придел, выделенный луковичной главкой на круглом барабане с кованым крестом. Нижний этаж церкви занят изолированными хозяйственными помещениями. Оформление храма характерно для московской архитектуры начала XVIII в. Фасады четверика завершены полукруглыми фронтонами. Рамочные наличники имеют завершение в форме «бровок». Привлекают внимание волнистые плоские пилястры основного объёма храма и вытянутой к западу трапезной, перекрытой двускатной кровлей. Скромно декорированы предназначенный для хозяйственных нужд подклетный этаж церкви и притвор, пристроенный с запада к трапезной. Притвор имеет лучковый фронтон. На ребрах восьмериков расположены пилястры, имеющие базы и капители из лекального кирпича. Ярусы постройки подчёркивают раскрепованные городчатые карнизы. Стены восьмерика звона прорезаны небольшими арочными проёмами, декорированы филёнками. Четверик храма и восьмерики покрыты восьмискатными куполообразными кровлями. Каждая грань барабана главы имеет в основании кокошник. Круглая глава с гранёной «юбкой» и перехватами увенчана кованым ажурным крестом. В интерьере сохранились окружённая балюстрадой деревянная лестница на второй этаж, ажурные деревянные двери. В трапезной сохранились деревянные резные преграды с иконами в барочных картушах, а в храме – золочёный деревянный ярусный иконостас. В трапезной, храме, алтаре и приделе расположены разновременные изразцовые печи. Полы храма и алтаря набраны из квадратных белокаменных плит. Стены и своды в интерьере церкви расписаны под мрамор.
|
Реставрации
В середине XIX в. было пристроен притвор с лестницей, переоформлен интерьер, заложен проём между трапезной и приделом. В 1928 г., после закрытия храма, с него были сняты колокола.
|
Информация о партнёре
В 2013 году на средства партнёра проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на здании церкви была установлена информационная табличка c QR-кодом.
|