Объект | Церковь Андрея Первозванного |
Датировка | 1687 г. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект культурного наследия федерального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Вологда, наб. VI Армии, 205. |
Престолы | в честь Преображения Господня, в честь апостола Андрея Первозванного, в честь святых мучеников Гурия Самона и Авива. |
Краткое описание | Памятник обладает большим градостроительным значением, являясь одной из основных высотных доминант южной части Заречья. Наибольший интерес представляет архитектура колокольни – одной из лучших в Вологде. Интерьер церкви имеет необычную двухстолпную конструкцию, сравнительно редко встречающуюся в древнерусском зодчестве. |
Состояние | хорошее. |
Современное использование | действующий храм Вологодской епархии Русской Православной церкви. |
История
В исторических источниках эта церковь называется по-разному. В окладных церковных книгах с 1618 г. до конца XVII в. она, как правило, именуется церковью Андрея Первозванного, во имя которого был освящен самый древний престол на нижнем (теплом) этаже. В документах XVIII–XIX вв. храм чаще называется Спасо-Преображенским.
По историческому названию местности на левом берегу реки Вологды, где расположена церковь, ее именовали Фрязиновской (во Фрязинове). Фрязиново прежде было пригородным селом. По мнению ряда краеведов, эти земли еще в XIV в. принадлежали Андрею Фрязину, который, как и его дядя Матфей Фрязин, являлся наместником Печорской земли. От их «фамилии», скорее всего, и произошло название села. Н.И.Суворов вслед за М.П.Погодиным, приезжавшим в Вологду в 1841 г., задается вопросом: уж не на щедроты ли Андрея Фрязина «воздвигнута церковь здесь во имя его Ангела? Если бы такая догадка оказалась справедливой, то Фрязиновская церковь могла бы считать своего существования более пятисот лет». Однако документальных подтверждений этого пока нет. А.В.Мухин считал, что название церкви связано с именем Вологодского князя Андрея Васильевича Меньшого, младшего сына великого князя Василия Тёмного: неслучайно храм этот был «увенчан большою круглою главою и железным, прорезным золоченым крестом с короною наверху. Короны и орлы на крестах означали царские сооружения. Из этого следует, что данная церковь как-то связана с великокняжеской или царской фамилией. Возможно, что Андрей Вологодский пожаловал или продал данное село Ивану Фрязину…». Существует и еще одна версия происхождения названия «Фрязиново», которая тоже не находит подтверждения в источниках, – место, где селились иностранные купцы («фрязинами» в старину называли выходцев из Западной Европы). В 1615 г. село Фрязиново уже «состояло за царем», и в нем имелись деревянные церкви Андрея Первозванного и Иоанна Предтечи. Это самое раннее упоминание Фрязиновской церкви. Церковь сгорела, очевидно, в 1612 г. во время Вологодского разорения, и в 1615 г. «на погорелое место» поставили новый храм. В 1617 г. Фрязиново уже числилось поместьем стольников бояр Бориса и Глеба Морозовых. Позднее село вошло в состав города Вологды.
Согласно рапорту, составленному протопопом Стефаном Иоанновым 1 сентября 1760 года, который на сегодняшний день по этому вопросу представляется наиболее надежным источником, каменная церковь построена в 1655–1664 гг.: «Церковь каменная Преображения Господня, с приделами Рождества святаго славнаго пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, преподобнаго Дионисия Глушицкого, внизу теплая святаго апостола Андрея Первозваннаго, с приделом иже во святых отца нашего Григория Богослова, в дворцовом селе Фрязиново начата строить наместо деревянной в 7163, а окончана и освящена в 7172-м годех» (ВГИАХМЗ. Ф.2. Оп.1. Д.73. Л.121об.). По клировым ведомостям, это произошло около 1670 г. Н.И.Суворов, ссылаясь на характер архитектуры, датировал строительство каменной церкви примерно тем же временем (Суворов, №20, с.664). В Вологодском иллюстрированном календаре за 1873 г. возведение каменного храма отнесено к 1687 г., такая же дата значится в учетно-охранной документации на этот памятник архитектуры. Таким образом, хотя единства мнений по поводу даты постройки каменного здания церкви до сих пор нет, обобщая материалы исторических источников и различные точки зрения, можно с уверенность констатировать, что он был воздвигнут во второй половине XVII в.
Прихожанами Спасо-Преображенской церкви исстари были жители села Фрязинова и близлежащих деревень. В 1791 г. в приходе проживало: духовного сословия – 26 человек; чиновников гражданского ведомства с семьями – 27 человек, из которых только одна семья принадлежала к дворянскому сословию; военного ведомства – 5 семей, в основном отставных солдат; купцов и мещан – 250 человек; дворовых – 13 человек, проживающих в городе крестьян – 30 человек (11 дворов), проживавших в уезде крестьян – 127 человек. Среди прихожан храма были многие богатые вологодские купцы (Тимофеева, с.213–225). В 1878 г. на средства купцов Я.М.ПоповаВведенского, Н.П.Щучкина, Н.М.Веденеева и других храм был обнесен каменной оградой с железными решетками. В здании церкви два этажа: в нижнем был обустроен зимний храм, в верхнем – летний. К середине XIX в. в храме имелось семь освященных престолов: три на верхнем этаже (во имя Преображения Господня – главный; Иоанна Предтечи; преподобных Дионисия и Амфилохия, Глушицких чудотворцев) и четыре – на нижнем (святого апостола Андрея Первозванного; Григория Богослова; святых мучеников Гурия, Самона и Авива; иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость»). По поводу престола во имя Глушицких чудотворцев в церкви существовало предание, что он якобы был сооружен в память о пребывании во Фрязинове преподобного Дионисия (Суворов, №20, с.665, 669). Церковь отличалась богатством внутреннего убранства. Главным украшением верхнего Преображенского храма был резной золоченый шестиярусный иконостас, возвышающийся до самых сводов, видимо, построенный одновременно с церковью. Царские врата были декорированы мелкотравчатой сквозной золоченой резьбой. В церкви было большое количество старинных икон, многие из которых украшали серебряные ризы, гривны и жемчуг, а также множество богослужебных предметов – серебряных, золоченых с финифтью. В 1870–1873 гг. в верхнем храме была заново сделана роспись и поновлен иконостас. (Суворов, №20, с.666–669; №21, с.695–704). В июне 1890 г. в храме произошел пожар, практически уничтоживший древний иконостас и 33 иконы (ГАВО. Ф.1063. Oп.32. Д.69. Л.104). Последним настоятелем церкви был протоиерей Николай Замараев (1869–1937). 2 июля 1937 г. отец Николай был арестован в Вологде по обвинению в членстве в контрреволюционной церковно-монархической группе и в антисоветской агитации. Проходил по «Делу Богословского К.А. и др.». В период следствия содержался под стражей в вологодской тюрьме. Постановлением тройки при УНКВД по Севобласти от 19 сентября 1937 г. Н.В.Замараев был приговорен к десяти годам исправительно-трудового лагеря. Его отправили по этапу, и 9 декабря 1937 г. он скончался. 9 марта 1970 г. Н.В.Замараев был посмертно реабилитирован, а 17 июля 2002 г. причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. В 1930 г. последовало определение Главнауки, в котором значилось: «Андрея Первозванного церковь – сохранению подлежит лишь общий архитектурный вид. Внутреннее убранство, в общем, значения не имеет. Отдельные предметы передать музею». В феврале того же года храм был закрыт и приспособлен под пересыльный пункт для репрессированных. До ремонта на столбах, стенах, откосах окон и арок верхнего храма можно было видеть подписи жертв репрессий начала 1930-х годов, молитвы, детские рисунки. В послевоенное время в здании Спасо-Преображенской церкви разместились склады Вологодской нефтебазы. 9 декабря 1990 г. переданная верующим церковь была вновь освящена настоятелем РождествоБогородицкого собора протоиереем Константином Васильевым во имя святого апостола Андрея Первозванного. В Вологде это был первый возобновленный храм. В восстановлении храма принял участие Вологодский государственный музей-заповедник, передавший церкви аналой XIX в., одиннадцать икон, пелены, покрова, воздухи, стихарь, епитрахиль, палицу. |
|
Архитектура Здание представляет собой двусветный одноглавый четверик храма с алтарем с востока и папертью с запада, поставленными на высокий подклет. Стены четверика с каждой стороны завершены тремя кокошниками. Церковь венчает луковичная глава на световом барабане. По преданию, первоначально глав было пять. Когда и по какой причине были разобраны боковые главы – неизвестно (Суворов, №20, с.665). С запада к церкви примыкает изящная трехъярусная шатровая колокольня, соединенная с трапезной крытой галереей. Искусствовед А.И.Финогенов, составлявший учетно-охранную документацию на этот объект культурного наследия, отмечал: «Памятник имеет большое градостроительное значение, являясь одной из основных высотных доминант этого района города, и своими эффектными, выразительными объемами значительно оживляет панораму южной части Заречья. Наибольший интерес представляет архитектура колокольни – одной из лучших в Вологде. Исключительно своеобразен интерьер Спасо-Преображенской церкви, имеющий необычную двухстолпную конструкцию, сравнительно редко встречающуюся в древнерусском зодчестве». |
|
Реставрации В верхнем храме силами Специалистов Вологодского филиала ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря под руководством А.А.Рыбакова проведены работы по реставрации стенописи. |
|
Информация о партнёре В 2016 году в рамках проекта международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016» на здании была установлена информационная табличка.
В финансировании проекта приняло участие Вологодское отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество". |