Объект | Дом Губернского Правления |
Датировка | 1780-е гг. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект культурного наследия регионального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Вологда, Набережная VI Армии, 101. |
Краткое описание | двухэтажный каменный дом с элементами стилей барокко и классицизма. |
Состояние | хорошее. |
Современное использование | В здании находится Вологодский гарнизонный военный суд. |
История
В середине XX в. М.В. Фехнер на основе архивных документов показала, что владельцем большой городской усадьбы, главный дом которой сохранился до наших дней, был адмирал Балтийского флота Иван Яковлевич Барш. Он родился в 1728 г. в Вологде в семье вице-адмирала Якова Саввича Барша. В возрасте восьми лет Иван Яковлевич поступил волонтером на Балтийский флот. За свою многолетнюю военную службу он неоднократно принимал участие в сражениях, среди которых знаменитая битва в Чесменской бухте, в разное время командовал кораблями и гарнизонами Ревельского и Архангельского портов, служил в Санкт-Петербурге. Иван Яковлевич – первый из вологжан, кто был удостоен адмиральского чина (1790 г.), он вышел в отставку в сентябре 1797 г. и поселился в Вологде. И.Я. Барш не был первым владельцем дома. Впервые двухэтажный каменный дом с флигелем появляется на плане города 1780 г., где его абрис перечеркнут карандашом. На конфирмованном плане Вологды 1781 г. здание не обозначено. Это позволило М.В. Фехнер датировать его постройку началом 1780-х гг. Из документов Вологодской казенной палаты следует, что особняк был куплен адмиралом у вологодского купца Афанасия Ивановича Узденникова, который, в свою очередь, получил его по просроченной закладной от Василия Афанасьевича Кулькова. Согласно генеральному плану, городская усадьба Кулькова занимала обширный участок в центре заречной набережной. Со двора к особняку примыкали две деревянные пристройки. По обе стороны здания располагались небольшие садики. За ними в глубине двора был выстроен каменный флигель, деревянная конюшня и каретный сарай. Территорию владений замыкал большой сад с выкопанным прудом. После смерти Ивана Яковлевича в 1806 г. усадьба перешла в наследство его сыну Николаю (1762–1816). В отличие от отца Николай Иванович больше отличился не на военной, а на гражданской службе. В период своей статской службы в Вологде Барш проживал на казенной квартире, так как родовой особняк он продал городу вскоре после смерти отца в феврале 1807 г. В доме, оцененном в семь тысяч рублей, размещалась квартира вице-губернатора. Во второй половине XIX в. здание было несколько реконструировано (в частности, деревянные пристройки к дому были заменены каменными), и здесь временно разместилось Губернское правление. Затем особняк был вновь приспособлен под казенные квартиры. В советское время дом использовался для разных учреждений. В 1930-е гг. в нем был расквартирован кавалерийский батальон 10-й дивизии, затем здание занял ведомственный детский сад, с конца ХХ в. в нем располагается Вологодский гарнизонный военный суд. В конце 1960-х гг., когда в Вологде снимался фильм «Дядюшкин сон» по повести Ф.М. Достоевского, в доме «жила» Марья Александровна Москалева – «главная дама города Мордасова». В начале фильма возок с князем, постояв у городской заставы, летит по заснеженному Заречью и останавливается у каменных ворот именно этого дома. В 1960 г. согласно постановлению Совета Министров РСФСР дом губернского правления (дом Барша) включен в список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране как памятники местного значения. |
|
Архитектура Двухэтажный дом губернского правления, расположенный неподалеку от церкви Иоанна Златоуста – подлинное украшение набережной Заречья. Богатство и изящество оформления здания не уступало столичным образцам архитектуры XVIII в. Роскошные формы особняка, в которых удачно переплелись элементы барокко и классицизма, производят монументальное впечатление. Долгое время исследователи предпочитали видеть в этом представительном сооружении здание, изначально предназначенное для административного учреждения. Так, искусствовед Г.К. Лукомский писал, что «едва ли этот дом был построен в качестве жилого: может быть, на отпущенный Екатериной II капитал воздвигли здесь какое-нибудь “правление”, а с упразднением старого моста у собора или за дальностью расстояния от города перенесли отсюда учреждение на другой берег, а здесь поместили квартиры». В архитектурном облике особняка И.Я. Барша искусствоведы находят влияние уходящего барокко и зарождающегося классицизма. Подобное смешение стилей нередко встречалось в русском провинциальном зодчестве последней четверти XVIII в. Декоративное оформление дома выделяется гармоничным соотношением разнородных элементов, что свидетельствует о незаурядном таланте зодчего, имя которого, к сожалению, остается неизвестным. Г.К. Лукомский, подмечая сходство внешнего облика особняка с польскими классическими архитектурными формами, считал появление такого дома в русской провинции исключительным явлением и предполагал, что автором здания мог быть поляк, сосланный в Вологду после разделов Польши конца XVIII в. Система построения фасадов характерна для эпохи классицизма: стены, разделенные широкими и плоскими коринфскими пилястрами, завершаются массивным антаблементом. Центр главного фасада выделен ризалитом незначительного выноса. Вместе с тем изысканный, но несколько перенасыщенный лепной декор тяготеет к художественным направлениям предшествующих десятилетий. По пилястрам, извиваясь, спускаются тонко прорисованные ветки (с розами и без них). Окна первого этажа увенчаны лавровыми венками с овальными медальонами, окна второго этажа снизу подпоясаны фигурными «фартуками». Фриз антаблемента украшен гирляндами, а в многоступенчатый карниз включен пояс «сухариков». Над кровлей на всей протяженности главного и боковых фасадов возвышалась выполненная из просечного железа балюстрада и аттики барочного рисунка. Внутренняя планировка характерна для крупных жилых домов XVIII в. Нижний этаж со сводчатыми перекрытиями делился на две части, изолированные друг от друга: в восточной половине располагались кладовые, а в западной – жилые помещения и парадная лестница. Покои парадного второго этажа объединялись анфиладой. Здание сохранило свой роскошный внешний облик, но из его первоначально не менее пышного внутреннего убранства до наших дней дошли только фрагменты лепной отделки в большом зале верхнего этажа: лепные карнизы, потолочные розетки и гирлянды. |
|
Реставрации В XIX–XX вв. убранство большей части интерьеров было утрачено. Во второй половине ХХ в. утрачены кованые створки каменных ворот дома, их облик известен только по фотографиям и рисункам. В ХХ в. печное отопление было заменено центральным. После асфальтирования в 1960-х гг. проезжей части и тротуара цоколь памятника оказался скрыт грунтом. После постановки на государственную охрану дом был отреставрирован. На смену побелке фасадов, существовавшей в XIX–XX вв., вновь пришла раскраска в два тона. В конце ХХ в. на окнах были установлены решетки. В начале XXI в. утрачена выполненная из просечного железа балюстрада и аттики барочного рисунка по краю крыши. |
|
Информация о партнёре В 2017 г. на средства партнера проекта – Вологодского областного отделения Русского географического общества – на памятнике установлена табличка с QR-кодом. |