Объект | Церковь священномученика Антипы |
Датировка | 1777 г., 1847 г. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | объект культурного наследия регионального значения. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Вологда, пер. Чернышевского, 10. |
Престолы | в честь священномученика Антипы Пергамского. |
Краткое описание | Храм, изначально задумывавшийся как кладбищенский, обладал небольшими размерами. К концу XIX в. из-за возросшей численности прихожан неоднократно перестраивавшаяся церковь с трудом вмещала желающих помолиться. Ее ампирная круглая колокольня была поставлена на четверик, украшенный декоративными арочками. |
Состояние | требуется реставрация. |
Современное использование | пустует. |
История
После разразившейся в России эпидемии чумы в мае 1772 г. Сенат издал указ «Об учреждении кладбищ в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилья не ближе 100 сажен». В целях недопущения распространения болезней запрещалось дальнейшее использование кладбищ, расположенных непосредственно в городах. В связи с этим были устроены кладбища за пределами территории Вологды, в том числе кладбище в Заречной части. Для отправления богослужения на этом кладбище в 1777 г. (как писал А.А.Засецкий, «для посадов другия стороны реки») и была возведена Антипиевская церковь. Ее еще называли Воскресенско-Антипиевской, так как главным был престол в честь Воскресения Христова, а придел во имя священномученика Антипы Пергамского был в трапезной. Когда жилые дома в начале XIX в. вплотную приблизились к кладбищу, его закрыли. Для жителей Заречья было обустроено новое место для захоронений – Введенское кладбище, а Антипиевский храм в 1819 г. стал приходским.
Изначально задумывавшийся как кладбищенский, Антипиевский храм был небольшим. Несмотря на то, что приход находился на окраине города, в храме было тесно, особенно в праздничные дни. В связи с этим летом 1847 г. была произведена его реконструкция: «зимняя тесная церковь с колокольней была разобрана до основания и в течение одного лета… в пространном и лучшем виде вновь воздвигнута с устроением в ней двух приделов: в честь Казанской иконы Божией Матери по правую и священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского, по левую сторону. Вместо обветшавшего иконостаса в оба придела сделаны новые чистой хорошей работы иконостасы». Произведенные работы были «делом особенного усердия и деятельности церковного старосты, вологодского мещанина Василия Маталындина». Освящение церкви проводил преосвященный Евлампий, епископ Вологодский и Устюжский.
Летом 1867 г. церковь расписали: «В теплом храме производились стенные малярные работы, за исправностью коих наблюдал академик Платон Семёнович Тюрин, и сверх сего сам он, г[осподин] Тюрин, безмездно написал над западными дверьми по штукатурке под скульптуру изображение Царя Славы, несомого Серафимом. Труд г. Тюрина на пользу церкви стоит не менее 150 руб. … Его преосвященство … резолюцию дал таковую: "Г[осподину] академику Тюрину за пожертвование им своим дорогим временем и трудом в пользу церкви Божией объявить мою душевную благодарность с призванием на него благословения Божия"» (Разные известия..., с. 3). К сожалению, роспись до настоящего времени не сохранилась.
Прихожанами Антипиевской церкви в конце 1860-х гг. были «большею частию мещане, затем по численности населения стоят чиновники и нижние отставные военные чины… Прихожане большею частию занимаются работою на дому. Преобладающие ремесла большей части малосостоятельных прихожан суть: башмачное, сапожное, столярное и производство гильз, употребляемых при курении табаку. Затем многие лица женского пола занимаются плетением кружев и портным мастерством» (Старая Вологда…, с. 409). По воспоминаниям священника А.А.Скворцова, возглавившего приход в 1892 г., численность прихожан к концу XIX в. возросла настолько, что церковь с трудом вмещала желающих помолиться: «Народ здесь добрый, отзывчивый и, главное, любящий Церковь (а за нею и служителей ее). Здесь все, от малого до великого, весьма усердно посещают храм, особенно накануне и в дни праздничные и воскресные, имеют добрый, благочестивый обычай в трудных и радостных обстоятельствах жизни прибегать к Богу, Божией Матери, святым угодникам (особенно к небесному покровителю храма священномученику Антипе)... Отрадны эти явления в жизни приходских людей, жаль лишь одного: храм наш, разделенный на теплый (зимний) и летний (холодный), когда богослужение совершается в одной половине, тесен и малопоместителен, в зимнюю пору, не только в дни великих или храмовых праздников, но и в обычные воскресные дни, с трудом вмещает желающих помолиться...» (Старая Вологда…, с.409–410). Это обстоятельство, скорее всего, и стало причиной объединения в 1895 г. помещений теплого и холодного храмов. В церкви было три престола: во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского (главный), Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери.
В 1930 г. Антипиевская церковь была закрыта. Храм и колокольня были лишены крестов и завершений. Несколько икон из церкви были переданы в музей. Здание использовалось для различных целей: как склад военного ведомства, мастерские и даже гараж машин скорой помощи. В 1999 г. храм был возвращен верующим и первоначально приписан к храму Николы во Владычной слободе. В 2008 г. начались работы по его реставрации, прерванные отсутствием финансирования. В 2014 г. создан самостоятельный приход Антипиевской церкви. |
|
Архитектура В начале XX в. известный искусствовед Г.К.Лукомский оставил скупое описание архитектурных особенностей неоднократно перестраивавшейся церкви: «Ампирная круглая колокольня поставлена на четверик, украшенный декоративными арочками. Купол над церковью сферический» (Лукомский, с.222). |
|
Информация о партнёре В 2016 году в рамках проекта международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016» на здании была установлена информационная табличка.
В финансировании проекта приняло участие Вологодское отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество". |