Объект | Церковь Николы на Глинках |
Датировка | 1656–1664 гг. |
Вид | памятник архитектуры. |
Статус | выявленный объект. |
Адрес | Россия, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Предтеченская, 74. |
Престолы | святителя Николая Чудотворца, Всех святых. |
Краткое описание | Церковь Николая Чудотворца многократно перестраивалась. От первоначальной постройки сохранились лишь общие очертания храма и, возможно, две полукруглые алтарные апсиды нижнего этажа, от первоначального убранства – лишь межэтажный пояс из поребрика, заключенного между двумя валиками. Существующая пятигранная апсида верхнего храма сооружена уже в XVIII в. |
Состояние | хорошее. |
Современное использование | действующий храм Вологодской епархии Русской Православной церкви. |
История
Наиболее раннее упоминание о храма во имя Святителя Николая Чудотворца выявлено в писцовой книге Вологды 1627/28 г.: «За речкою за Золотухою да за речкою Содемкою в старой в Розсыльщичье слободе: церковь Николая Чудотворца, другая церковь Фрола и Лавра – обе древяны клецки, а в церквах Божие милосердие образы, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье – мирское, а земли под церквами и около церквей в дл[ину] 20 с[ажен], попер[ег] тож, а у церкви служит поп Матвей Иванов да пономарь Лучка Омельянов» (см. список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 г., с.127). Появление этой церкви, по всей видимости, связано с возникновением пригородной «Розсыльщичьей» слободы. По берегу речки Содемы некогда пролегала старая Московская дорога, выходившая далее на Пошехонский тракт. После переноса в середине XVI в. на новое место центра города переместился и выезд из Вологды на Москву, а старая Разсыльщичья слобода осталась в стороне от нового пути.
По храму Флора и Лавра в первой половины XVII в. приход именовался Фроловским (от русского имени Фрол, производного от латинского имени Флор). В 1640-х гг., как считал историк-краевед Н.И.Суворов, один из храмов по причине ветхости был разобран, и с этого времени в окладных книгах вологодских архиепископов стал фигурировать Никольский храм в «Розсыльщичьей слободе». Название «на Глинках» закрепилось за церковью уже в XVIII в. Полагают, что оно связано с находившимися недалеко от нее глиняными отвалами, оставшимися от земляных работ времен царя Ивана Грозного, повелевшего, чтобы окружить строящуюся крепость рвом с водой, «копать Шограш и Содемку реку».
Согласно рапорту Стефана Иоаннова 1760 г. «церковь каменная Всех святых … зачата строить в 1656-м, а окончена и освящена в 1664-м году» (ВГИАХМЗ. Ф.2. Оп.1. Д.73. Л.120). В краеведческой литературе, в частности в статье И.Муромцева, строительство храма датируют 1676 г. на основании приписки на копии благословенной грамоты, хранившейся в ризнице церкви. Текст этой грамоты был помещен на стене в трапезной части храма: «Божией милостью смиренный преосвященный Маркелл, архиепископ Вологодский и Белозерский,… Розсыльщичьей слободы никольского попа Артемья да церковного старосту Архипа иконника и всех никольских прихожан пожаловал, благословил и велел им под церковное каменное строение подошвы крепить, рвы копать и сваи бить и бут бутить и церковь во имя Всех святых и … во имя Николы Чудотворца и св[ятых] муч[еников] Фрола и Лавра строить, и о том велел им дать сию благословенную грамоту».
В 1918 г. отца Симеона священником в церковь Николая Чудотворца на Глинках был назначен протоиерей Симеон Видякин (Семен Петрович Видякин, 1877–1937). Когда в 1922 г. во время голода в Поволжье власть развернула кампанию по изъятию из храмов «излишних» церковных ценностей, прихожане Никольской церкви собрали и добровольно передали около 3 кг серебра. Протоиерей Симеон неоднократно публично заявлял, что планируемое изъятие используемых при богослужении предметов кощунственно и является насилием со стороны власти. Он, как и многие, предлагал заменять изымаемое на добровольно собранные прихожанами драгоценности на ту же сумму или на продукты питания. Вологодский губернский ревтрибунал рассмотрел дело о «противодействии изъятию церковных ценностей и антисоветской агитации» и в апреле 1922 г. приговорил отца Симеона к двум годам принудительных работ и лишению избирательных прав, а трех других участников – к одному году без содержания под стражей. Освобожденный досрочно 30 марта 1923 г. отец Симеон 1 сентября был еще раз арестован и сослан решением Комиссии НКВД на 2 года в Печору. В 1925 г. вернувшегося из ссылки отца Симеона прихожане вновь приглашают к службе в Никольском храме. Последний раз отца Симеона арестовывают 30 июня 1937 г. по коллективному делу К.А.Богословского за «проведение контрреволюционной пораженческой агитации и распространение клеветнических измышлений против Соввласти». 2 октября его приговорили к расстрелу. Протоиерей Симеон Видякин был реабилитирован Вологодским областным судом 9 марта 1970 г. В настоящее время собираются документы о причислении отца Симеона к сонму новомучеников и исповедников Российских.
В конце 1929 г. Никольский храм закрыли под предлогом организации в здании Дома пионеров для детей железнодорожников. 9 февраля 1930 г. в ходе «субботника по снятию колоколов» со звонницы были сброшены колокола. Весной 1930 г. Никольскую Глинковскую церковь было рекомендовано разобрать на кирпич, но здание использовалось сначала в качестве места содержания высланных раскулаченных крестьян, потом как общежитие рабочих строящегося завода синтетического каучука, затем – командиров Красной Армии, прибывающих на кратковременные учебные сборы. В 1933 г. здание переоборудовали под баню. После войны в здании находился склад макулатуры, затем – мастерские и склад психиатрической больницы. На протяжении XX в. здание церкви обросло множеством пристроек, глава и колокольня были разобраны, входы на первый и второй этажи устроили через два растесанных окна, главный западный вход был заложен.
Приход храма Николая Чудотворца на Глинках был возрожден в 1995 г. Здание постепенно ремонтировалось и храм стал приобретать облик конца XIX в. Восстановлена главка на центральной части храма и на нее установлен кованый крест, найденный в развалинах Покровской церкви в Вологодском районе. В 2006 г. на прежнем месте восстановлена колокольня. Выполнены работы по отделке фасадов и убранству храма. 17 декабря 2009 г. верхний храм вновь освящен в честь Всех святых. |
|
Архитектура Церковь Николая Чудотворца многократно перестраивалась. До нашего времени от первоначальной постройки сохранились лишь общие очертания храма и, возможно, две полукруглые алтарные апсиды нижнего этажа, где находилась теплая церковь с престолами во имя Николая Чудотворца и святых мучеников Флора и Лавра. Эти апсиды имеют разные размеры (южная больше северной) и разделены на фасаде в месте соприкосновения трехчетвертной колонкой. Существующая пятигранная апсида верхнего храма (он был освящен в честь Всех святых) сооружена уже в XVIII в. Двусветный четверик холодного храма до 1770 г. был увенчан пятиглавием. Тогда были разобраны полукружия закомар, венчавших его стены. Верхняя часть храма во второй половине XVIII в. была перестроена, т.к. в своде церкви появились трещины. В начале XIX столетия вместо нижних круглых и верхних щелевидных были пробиты широкие оконные проемы. Возможно, в это же время церковь лишилась и остального декора стен. От первоначального убранства остался лишь межэтажный пояс из поребрика, заключенного между двумя валиками. С запада к основному объему некогда примыкала небольшая паперть с лестницей на второй этаж и четырехгранная колокольня с шатровым завершением. В 1862 г. были разобраны первоначальная паперть и колокольня. На их месте были построены в классическом стиле широкая двухэтажная трапезная и возвышающаяся над ней круглая колокольня, увенчанная сферическим куполом и высоким шпилем. В трапезной расположились ризница и лестница на второй этаж. |
|
Информация о партнёре В 2016 году в рамках проекта международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016» на здании была установлена информационная табличка.
В финансировании проекта приняло участие Вологодское отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество". |